МАЛАЯ ПРИВАТИЗАЦИЯ ФГИУ СТАНЕТ КАТАСТРОФОЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Последнее заявление главы ФГИУ Дмитрия Сенниченко о приостановке в связи с пандемией коронавируса и Мировым экономическим кризисом продажи крупных госпредприятий, но продолжении Фондом госимущества «малой» приватизации свидетельствует, что он и его команда до конца не способны адекватно оценить складывающуюся ситуацию.

Главным аргументом главы ФГИУ является то, что государству срочно нужны деньги в Госбюджет. Но ведь нельзя же жить только сегодняшним днём, хоть и кризисным, а надо смотреть на перспективу. С этой точки зрения продажа «за копейки» госактивов является значительно худшим вариантом для страны, чем их приватизация в нормальных условиях или получение регулярных дивидендов после проведения реформирования системы управления госактивами.

Согласно статьям Госбюджета в 2020 году Фонд госимущества должен перечислить в закрома государства 12 млрд гривен, из которых 6 млрд за «большую» приватизацию, и 6 млрд – за «малую». Сегодня уже очевидно, что ФГИУ данную задачу заваливает. Все анонсированные для «большой распродажи» объекты — «Центрэнерго», «Одесский припортовый завод», «Электротяжмаш», «Объединённая горно-химическая компания», «Государственная продовольственно-зерновая корпорация», угольная шахта «Краснолиманская», 5-ть государственных облэнерго – ещё до введения карантина «зависли» на начальной стадии подготовки к приватизации из-за борьбы за них различных олигархических интересантов. В настоящее время заведённый на перечисленные предприятия руководством Фонда госимущества новый «антикризисный» менеджмент и отобранные иностранные советники заняты тем, чтобы под предлогом коронавирусного карантина и мирового кризиса максимально снижают производственные и финансово-экономические показатели деятельности госкомпаний. То есть уменьшают и без того «копеечную» стоимость названных объектов.

Не на много лучше обстоят дела и с «малой» приватизацией. За первый квартал 2020 года сумма выручка от продажи объектов этой группы не дотягивает до 300 млн гривен. А ведь чтобы выполнить задание Госбюджета ФГИУ должен был реализовать в январе-марте текущего года госимущества хотя бы на 1,5 млрд гривен. А ведь два из 3-х месяцев первого квартала не были осложнены коронавирусным карантином. На что же можно рассчитывать при введённых до в лучшем случае 23 апреля ограничениях работы предприятий?

Наиболее крупной и успешной приватизацией «малых» объектов в первом квартале стала продажа «Киевпассервиса» (за 230,9 млн гривен). И это из всех 531 госпредприятий, запланированных для реализации ФГИУ в январе – марте 2020 года (!). Напомним, что в 4-м квартале 2019 года Фонд госимущества смог продать с существенным повышением стартовой цены только 3-ри госпредприятия этой группы: оптовый рынок в Броварах (за 44,5 млн), «Центр по сертификации строительных материалов, изделий и конструкций» (за 35 млн) и АО «Украина туристическая» (за 60,5 млн).

В то же время, если судить по официальной информации Фонда госимущества, каждый четвёртый объект «малой приватизации» в 1-м квартале 2020 года был продан на электронных аукционах в результате понижения цены по «голландской» системе, каждый второй – с одним участником, то есть при отсутствии конкуренции. А ведь стартовая цена на «ProZZoro» и без того мизерна, так как устанавливается по остаточной балансовой стоимости имущества. Поэтому заявление Дмитрия Сенниченко, что ФГИУ выполнил план за первый квартал по поступлениям от продажи объектов «малой» приватизации абсурдна. Ведь сумма выручки не достигает 300 млн гривен. Иными словами, глава Фонда госимущества продолжает заниматься обманом и дезинформированием своего начальства и общественности также, как он это делал ранее на должности директора по управлению недвижимым имуществом и инфраструктурою Государственной акционерной компании «Укрпочта».

Возникает закономерный вопрос: чем заниматься коллективу Фонда госимущества и его руководству, если остановить приватизацию из-за возникших объективных обстоятельств?

Предельно обобщённо на него можно ответить так – наконец-то начать реформирование системы управления госактивами. Как это делать в отношение крупных госпредприятий автор уже писал в своей статье «Мировой кризис, приватизация и проблемы управления госпредприятиями в Украине». Но для старта необходимо хотя бы прекратить назначать на должности директоров, председателей и членов Правлений/Наблюдательных советов или креатур олигархов, или своих людей, которые будут отчислять кэшем «в карман» руководству ФГИУ гарантированный «лавэ», или чьих-либо ставленников за взятки.

В отношение реформирования процессов управления гособъектами «малой приватизации» всё намного проще. Дело в том, что если верить инсайдерской информации от рядовых работников Фонда госимущества, подавляющее большинство из 961-го переданного (цифра сомнительная из-за информационных манипуляций Сенниченко и его замов) ведомству для продажи из других центральных органов власти госпредприятия этой группы, осуществлялось путём заноса в ФГИУ «Выписки из ого государственного реестра предприятий и организаций Украины» на 1-2 листах печатного и электронного текста. Ни перечня имущества, ни передаточного баланса, ни финансовой отчётности за последний год, ни даже уставов предприятий Фонд госимущества по ним до сих пор не имеет. А из этого следует, что никакого аудита и инвентаризации объектов не проводилось. И можно лишь предполагать об уровне злоупотреблений и коррупции при передаче объектов от одного ведомства в другое. Причём «усиленным» благодаря затеянной под предлогом подготовки к приватизации смены «на своих» директоров госпредприятий Фондом госимущества.

Анонсируемые «многостраничные» слайды для инвесторов с большим количеством цифровой информации не должны обманывать простых граждан. Во-первых, она имеется у Фонда госимущества лишь по небольшому количеству больших госпредприятий и госкомпаний, и как исключение – по отдельным «малым». И во-вторых, в них, по оценкам специалистов, много абсолютно бесполезных данных.

Так что, если сотрудники центрального аппарата ФГИУ смогут в оставшиеся «карантинные недели» добрать недостающие передаточные балансы, финансовую отчётность, перечни имущества, а в последующие несколько месяцев провести аудит и инвентаризацию основных средств «малых» госпредприятий – это будет для улучшения управления их Фондом великим достижением.

Наглядным примером, демонстрирующим назревшую необходимость отказа от приватизации и переходу к реформированию системы управления как крупными, так и «малыми» предприятиями может служить киевская гостиница «Днепр», переданная в ФГИУ из Управления делами при Президенте Украины. Решение о выставление этого акционерного общества на продажу со стартовой ценой 80 млн гривен ($3,2 млн) было принято Фондом госимущества в середине марта 2020 года. 6 февраля текущего года и.о. генерального директора отеля была назначена молодая 30 летняя женщина Элина Сапожкова.

Хотя её лично презентовал Сенниченко в качестве специалиста с 12 летним стажем работы в гостиничном бизнесе она, как выяснил журналист Леонид , имеет очень неоднозначную, можно даже сказать скандальную, репутацию. Одно её прозвище в социальных сетях «Элина глубокое горло» чего стоит. Да и её предыдущая работа у Бориса мана поневоле вызывает предположение, что именно под названного украинско-российского бизнесмена руководством ФГИУ планируется «конкурентная» продажа данного объекта «малой» приватизации. Как технически организовывается победа нужного участника электронных торгов на площадках «ProZZoro» и в СМИ писалось уже достаточно много, и есть по этому поводу даже официальное заключение Счётной палаты Верховной Рады И тут возникает вопрос-проблема: почему гостиница «Днепр» проходит по группе объектов «малой приватизации», что автоматически предполагает её продажу через «ProZZoro», а не на публичном конкурсе или аукционе?

Дело в том, что остаточная балансовая стоимость основных фондов этого госпредприятия на 1 января 2020 года составила 249,415 млн гривен. А согласно принятому в январе 2018 года закону №2269-VIII «О приватизации государственного и коммунального имущества» все объекты до 250 млн гривен относятся к группе «малой» приватизации, а свыше 250 млн – к «большой». Соответственно, продажа первых осуществляется на электронных торгах «ProZZoro», а вторых – на конкурсах и аукционах с помощью инвестиционных советников.

Для такого лакомого госпредприятия как гостиница «Днепр», которая располагается в самом «центровом месте» Киева продажа на «ProZZoro» конечно же нонсенс, порождённый коррупционными положениями закона № 2269-VIII. Тем более что аналогичный объект – ПАО «Президент-отель», который располагается в худшем месте столицы — относится к группе «большой» приватизации, так как его остаточная балансовая стоимость составляет 327,720 млн гривен.

Нынешний председатель Фонда госимущества и его замы, конечно же, понимают абсурдность ситуации. По крайней мере Сенниченко в своих публичных выступлениях постоянно говорит о продаже средних госпредприятий, хотя таковых по нынешней официальной классификации нет. Поэтому логично было бы использовать возникшую паузу из-за карантина для подготовки изменений и возврату к старому делению объектов приватизации на группы А,В,С,Г и Д. Однако сделать это руководству ФГИУ трудно (а может и невозможно), так как оно провело капитальную чистку опытных кадров ведомства. Среди среднего звена руководящего состава Фонда (директоров департаментов, начальников управлений, отделов, их замов), которые являются носителями чиновничьей «институциональной памяти», Сенниченко и Ко «мытьём и катаньем» (как правило с нарушением Трудового кодекса), под предлогом реорганизации структуры центрального аппарата ФГИУ сменили 60% специалистов на своих людей. Причём многие из них были назначены не по профессиональному принципу, а по принадлежности к ЛГБТ сообществу.

В целом же нынешнее руководство Фонда госимущества демонстрирует откровенно свинское отношение к своим подчинённым. Хотя сам Сенниченко и его замы регулярно на фото и видео в своих ФБ постах появляются в карантинных масках, рядовых сотрудников ведомства они средствами индивидуальной противовирусной защиты (масками и антисептиком) обеспечить не удосужились. Впрочем, также, как и транспортом по подвозу своих подчинённых на работу.

У кого-то может возникнуть подозрение, что так как автор в своих статьях постоянно и резко критикует нынешнее руководство Фонда госимущества, он имеет какие-либо личные претензии к Сенниченко, или выполняет чей-либо заказ по его отстранению от должности. Хочу искренне заверить, что это не так. Как говорится «ничего личного», просто за ведомство/державу обидно. Нельзя заниматься таким непростым и комплексным делом, как приватизация госимущества на десятки и даже сотни миллионов гривен, будучи абсолютными профанами в этом. Да ещё периодически предпринимая конкретные практические шаги, которые нельзя не трактовать иначе как коррупционные (см. выше).

В качестве подтверждения данной позиции хочу заявить, что полностью поддерживаю действия руководства Фонда госимущества по разрыву договора аренды помещения в главном корпусе ведомства собственниками кафе «Рандеву». Во-первых, подтверждаю, как житель многоквартирного дома, расположенного рядом с ФГИУ (ул. Генерала Алмазова 18/9), что это заведение действительно и по ценам блюд, и по проводимым в нём массовым вечерним мероприятиям фактически являлось рестораном (в котором продавались и распивались алкогольные напитки), а не кафе, и тем более не ведомственной столовой. Соответственно, арендатор должен был согласно существующей нормативно-законодательной базе платить государству арендную плату по значительно более высоким ставкам. Готов об этом свидетельствовать в суде на стороне Фонда госимущества.

Во-вторых, сама собственник и директор кафе «Рандеву» частный предприниматель Алла Ландар заняла помещение в Фонде госимущества в 2006 году, грубо вытеснив предыдущих арендаторов, благодаря тому, что она являлась хорошей знакомой (то ли парикмахером, то ли косметологом) тогдашнего председателя Фонда госимущества Валентины . Поэтому рассматриваю нынешнюю ситуацию с Аллой Ландар, как восстановление социальной справедливости.

И очень жалко, что известный журналист Евгений Плинский, специалист по разоблачению злоупотреблений и коррупции на Гостаможне, «вписался» защищать частного предпринимателя Аллу Ландар. Надеюсь, что он это делает не по причине материальной заинтересованности, а из-за того, что до конца не разобрался в ситуации.

Другое дело, что нынешнее руководство ФГИУ в лице зампреда Константина Кошеленко продемонстрировало в вопросе разрыва договора аренды с владельцем кафе «Рандеву» абсолютную некомпетентность и по процедуре, и по конечному результату. И это неудивительно – ведь оно, заменив опытных специалистов на «своих людей» привело к тому, что проконсультироваться то зампреду главы Фонда госимущества Кошеленко, отвечающему за вопросы аренды, не у кого.

К сожалению, подобная ситуация характерна сегодня не только для ФГИУ, но и для всех центральных органов власти после захода в их руководство «соросят» и начатой ими реорганизации министерств и ведомств. И в этом ГЛАВНАЯ ТРАГЕДИЯ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА в условиях нарастающей пандемии коронавируса и Мирового экономического кризиса – ПРОФНЕПРИГОДНОСТЬ И НЕСООТВЕТСТВИЕ НЫНЕШНЕЙ ВЛАСТИ СЕГОДНЯШНИМ ВЫЗОВАМ СМЕНЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ЭПОХ.

В заключение автор считает целесообразным продублировать ВЫВОДЫ, которые были сделаны в предыдущей статье «Мировой кризис, приватизация и проблемы управления госпредприятиями в Украине»:

1) Пандемия коронавируса и провоцируемый ею мировой экономический кризис объективно должны ускорить процесс переосмысления украинским обществом значения государственного сектора для развития страны, его роли в наращивании импортозаместительных производств и увеличении уровня самодостаточности отечественной экономики.

2) Нынешняя власть и отечественный правящий класс в целом должны отказаться от дальнейших попыток приватизации стратегических, монопольных, оборонных и общественно значимых госпредприятий и госкомпаний, и разработать целевую программу их финансовой поддержки и технологической модернизации.

3) Ведущие политические силы страны должны заставить Верховную Раду незамедлительно разработать и оперативно принять закон Украины «О национализации общественно значимых предприятий страны для обеспечения жизненно важных интересов граждан и государства в критических ситуациях», и по примеру США, Франции и Испании начать его практически реализовывать.

4) Проведение аудита оставшихся в собственности государства предприятий призвано выявить дополнительные возможности страны для наращивания импортозамещающих производств товаров народного потребления.

5) Повышение роли и значения госсектора в преодолении последствий пандемии коронавируса, кризиса и выведении экономики страны на устойчивый путь развития требуют коренного реформирования системы управления госпредприятиями и активами.

6) Реформирование системы управления госпредприятиями требует отмены законов № 1405-VIII, №8331-д и № 1475-VIII от 2016 года, которыми предоставлены неограниченные полномочия иностранным членам Наблюдательных советов крупных госпредприятий/госкомпаний/госбанков, и которыми они фактически выведены из-под контроля и управления государства.

7) Нынешнее руководство Фонда госимущества, проводящее в первую очередь интересы внешних агентов влияния, во вторую, – отечественных олигархов, в третью, – свои личные шкурные, и лишь в последнюю, – государственные, не способно предложить и хоть с каким-то конструктивным результатом осуществить реформирование системы управления госсобственностью. И поэтому ТРЕБУЕТ БЫСТРЕЙШЕЙ ЗАМЕНЫ.

8) Глава ФГИУ Сенниченко и его зам Игнатовский активно используют шулерские приёмы для обхода законодательных норм по конкурсному отбору кандидатур на должности руководителей госпредприятий, членов их Правлений и Наблюдательных советов. Поэтому правоохранительные органы должны расследовать все факты юридических нарушений руководства Фонда госимущества и ответственных работников Кабинета Министров в этом вопросе.

9) Необходимо срочно разорвать все договора с посредниками на подготовку госпредприятий к приватизации, и секвестрировать все потенциальные расходы Фонда госимущества на организацию их конкурсных продаж.

10) Важно активизировать и кардинально перестроить деятельность правоохранительных органов по контролю над госактивами, предотвращению и наказанию за коррупционные оборудки с ними.

11) Провести аудит результатов приватизации за все годы Независимости Украины и опубликовать его для ознакомления всех граждан, чтобы народ убедился – не простые украинцы должны «благодетелям» — олигархам, которые с «барского плеча» выделили копеечные суммы на преодоление пандемии коронавируса в стране, а наши нувориши, за все награбленные за 30 лет богатства.