Классическая история монополистов. Глава Минздрава об аптечном рынке и реформе рынка медицинских услуг

FavoriteLoadingзакладки →

На прошлой неделе министерство здравоохранения подало в Верховную Раду законопроект, которым требует лишать лицензий аптеки, продающие лекарства без рецептов. В МОЗ заявили, что в течение 15 лет фармацевтическая отрасль не дождалась ни одного закона о лекарственных средствах.

Какие еще изменения на рынке лекарственных препаратов готовит министерство здравоохранения и как будет меняться рынок медуслуг в интервью  рассказала глава МОЗ на .

— Как вы оцениваете предварительные реформы, которые были во времена Ульяны Супрун? Нужно ли их продолжать, или что-то было не так?

— В Украине согласно закона, принятого парламентом, было предусмотрено изменения финансирования — переход с медицинской субвенции на финансирование первичного звена отдельно, которое идет через декларации, и финансирование, которое идет за количество людей, приписанных к каждому врачу. Вторая часть этой реформы, когда все услуги узких специалистов, плановые операции и все остальное, рассчитываются и оплачиваются отдельно по контракту. Эта история была пилотируемая в 2010 году. Предусмотрен переход на такой вид изменения финансирования с 2020 года.

— Что вы собираетесь сделать в МОЗ прежде всего?

— Нам сейчас нужно сделать несколько шагов для того, чтобы эффективно использовать наши ресурсы. Один из них – это вопрос максимальной активизации всех наших возможностей, специалистов, решений и консолидация усилий министерства и комитета Верховной Рады относительно, например, трансплантологии.

Второе и не менее важное – это вопрос наших ресурсов и пересмотр подхода к взаимодействию с другими контролирующими органами в стране относительно эпидемической безопасности. Это тоже очень важно. Поскольку мы имеем много лабораторных центров, которые не всегда координируются между собой и мы не имеем четкой логической структуры контроля над ситуацией. У нас есть достаточно много ресурсов в системе, которые мы должны пересмотреть и в дальнейшем использовать более эффективно.

Третье – это запустить централизованный закупщик. Сегодня уже создано ГП «Медицинские закупки». Оно должно взять на себя и построить всю необходимую процедуру закупок и быть способным закупать для государства за наши деньги бюджетные лекарства в контексте рамочных трехлетних соглашений с фармпроизводителями, одновременно помогать регионам закупать на местах. Это так же приведет к оптимизации и эффективности использования ресурсов, которые есть в системе здравоохранения.

В здравоохранении так давно не было системных изменений, что на самом деле нет такого, что я завтра сделаю это, а послезавтра это. Все нужно запускать параллельно

Одна из моих ключевых задач в условиях ограниченных финансовых ресурсов — максимально эффективно использовать то, что есть. В здравоохранении так давно не было системных изменений, что на самом деле нет такого, что я завтра сделаю это, а послезавтра это. Все нужно запускать параллельно.

Например, у нас есть ситуация с общественным здоровьем. И это не только вопросы инфекционных болезней. Есть вопросы профилактики, формирования здорового образа жизни. Мы можем выбрать, что сделать первым? Мы должны делать это все одновременно. Только нашими агентами изменений не должен быть один министр здравоохранения. Это должны быть и врачи, и учителя, и центры общественного здоровья на местах, и, возможно, какие-то медийные лица.

Если мы говорим о медицинской помощи, то это — доступ к лекарствам. Мы расширяем реимбурсацию (следующего года — инсулинами). Это доступ к медицинской помощи. Медицинская помощь на сегодня, если она профинансирована на 40-60% как могли, то можно говорить о том, что она профинансирована. Конечно, нет. Если мы говорим, что в следующем году Национальная служба здоровья определяет стоимость и контрактует медицинские услуги, и, по ее расчетам, это покрывает нашу потребность, то, как минимум, граждане уже будут понимать, что они приходят и им список в больнице не будут. По крайней мере по тех услугах, которые контрактуються Национальной службой здоровья. Это уже достижение. Но там нужно достаточно много сделать, чтобы она заработала со следующего года. Очень много подзаконных актов, расчетов и утверждений. Я прямо сейчас этим занимаюсь.

О трансплантологии – та же история. И мы не можем ждать, потому что создание то ли реестр, то структуры, которая будет это все координировать, занимает время (2-3 месяца). Мы можем отложить его на потом? Не можем. Прилагаем максимум усилий для скорейшего запуска.

Экстренная медицинская помощь – то же самое. Машины нужны всегда. Купим одни, уже вторые надо ремонтировать. Машины должны ездить нормальными дорогами, чтобы вовремя приезжать. Но это не означает, что нам не надо отлаживать алгоритм доезда быстрых, кроме закупки самих диспетчерских систем. Алгоритм все равно должен быть. А, учитывая особенность наших дорог, как у нас люди ездят, где пробки появляются, этот алгоритм постоянно должен обновляться.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

По экстренной медицинской помощи, у нас нет куда на самом деле везти. Очень часто сегодня отделение дежурит в одной больнице, а завтра дежурит в другой больнице. У нас очень мало по Украине больниц скорой помощи, где все знают, что бы не случилось, или быстрой, или собственной машиной можно приехать, и там будет все необходимое. Над сетью таких больниц надо тоже работать. И мы не можем это откладывать на потом. Можно выбрать приоритет? Поэтому МОЗ и региональные структуры работают по каждому из них.

Надо работать над доверием к врачам, а не рассказывать, что они все коррупционеры. Потому что доверие никогда так не появится

Надо также работать над доверием к врачам, а не рассказывать, что они все коррупционеры. Потому что доверие никогда так не появится. Это все параллельные процессы. В здравоохранении нет такого, что давайте мы сегодня займемся только детьми. Мы же не можем работать только над одним вопросом хронически больных или инфекционных заболеваний, когда у нас есть вопросы с обеспечением спасение жизни. Это все параллельные процессы. Нужен комплексный подход.

— Как должна работать система здравоохранения в Украине? Что может быть примером?

— Давайте прекратим искать какие-то модели. Во всех странах есть разное финансирование. Где формируют страховой фонд, где государство дает свои деньги, а в других есть комбинация. Где страховая – это личный платеж лица, где — работодателя, где-то это комбинация. Все страны имеют свои особенности формирования только финансирование. А когда мы говорим о системе здравоохранения, это же больше, чем потоки денег, как перенаправляются. Это еще вопрос формирования и контроля качества медицинских услуг.

Есть и другие вопросы. Как влияют на процесс принятия решений в здравоохранении сами врачи. Как распределена ответственность между центром и локальной властью, местной властью. Насколько у нас есть возможность контролировать и мониторить деятельность местной власти. Насколько у нас есть правоохранительные органы, которые могут останавливать противоправные действия тех или иных людей в охране здоровья на локальном уровне. Как формируется вопрос образования, кадров, количественного состава.

Например, сейчас мы идем к децентрализации. Это предполагает, что ОТГ будет иметь значительную зону ответственности в том, чтобы обеспечить здравоохранение на местах. Если ОТГ не будет работать, им будет неинтересно, они не увидят своей ответственности за эту зону. Что тогда может сделать Киев? Мы должны работать с ними для того, чтобы помочь эту ответственность воплощать в жизнь конкретными решениями и шагами.

То же касается регионов. Если областной совет принимает решение, что ей интересно только заниматься спортом, но неинтересно заниматься здравоохранением, то мы сделать ничего не можем. Потому что владельцем больниц есть местная власть и они принимают решение, которого они хотят назначить руководителя больницы и как он будет осуществлять свою деятельность. От нас зависит написать правильное регулирование, инструкции, чтобы они знали, могут ли действовать. Но там, где есть зона ответственности собственника, это зона ответственности собственника.

Поэтому система само по себе прорабатываются в нашу модель. На сегодня государство переходит в выбор той модели финансирования, которая будет максимально эффективно использовать средства, которые на сегодня есть, и привлекать средства в систему в легальный способ, а не неформальными платежами. С другой стороны, мы имеем сейчас достаточно интенсивно работать с местными властями, помогая им становиться, собственно, полноценными ответственными в регионе, в частности по охране здоровья.

— Как вы считаете, насколько в Украине реально создать страховую медицину?

— Медицинское страхование касается того, что ресурсы, которые мы можем себе позволить в стране, то граждане, то государство, использовались максимально эффективно. Когда они не просто идут за какую-то услугу, а аккумулируются в фондах и с тех фондов максимально проплачиваются тогда, когда наступает страховой случай, то есть человек заболел. На сегодня у нас достаточно слабо развит частный сектор медицинского страхования. Есть вопрос, что они до сих пор не нашли для себя тех клиентов, которые бы этим заинтересовались и платили.

У нас есть 90 миллиардов, которые вращаются в аптечной сети. На самом деле они не всегда должны быть платежом за товар, а могут быть певниним страховым взносом за медикаментозное обеспечение на случай заболевания

Так же это вопрос для государства: как она может использовать ресурс. Сейчас программа медицинских гарантий – это аккумуляция государственных средств, которые из бюджета выводятся на отдельного распорядителя и он рассчитывается за контракт. Создание дополнительных пулов средств и каких-то механизмов – это вопрос парламента, насколько они будут готовы принять закон. Способность системы аккумулировать такие средства – например, у нас есть 90 миллиардов, которые вращаются в аптечной сети. На самом деле они не всегда должны быть платежом за товар, а могут быть определенным страховым взносом за медикаментозное обеспечение на случай заболевания.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

— А насколько сегодня достаточный уровень государственного финансирования?

— У нас есть однозначное понимание, что процент недостаточен. Его нужно увеличивать. Понимание этого есть в правительстве и мы имеем однозначную поддержку. При экономическом развитии в стране и эффективности нашей работы мы однозначно теми первыми, кто будет получать увеличение. А увеличивать надо однозначно.

— Намерены ли вы встречаться с украинскими фармацевтами? Что планируете обсуждать на этих встречах?

— У нас есть рабочая группа, куда входят все участники фармрынка. И вопрос, который был у меня к ним, – это вопрос, насколько можно наработать направления развития вообще всех участников, не только украинских, а также видение развития (что должно происходить и которая имеет фармполітика в стране). Посмотрим, что они наработают и будем принимать решение. Первые проекты уже заслушал Комитет по вопросам здоровья нации.

— Какое в целом у вас видение фармполітики?

— Государство сегодня, скорее, является пользователем услуг фармрынка, чем тем, кто является участником, кто имеет свои фармкомпании, которые являютсяконкурентоспособными. То есть на сегодня я бы хотела видеть сначала готовность рынка взаимодействовать. Второе – это видеть то, насколько мы можем с ними взаимодействовать. Наш основной интерес как государства – обеспечить граждан безопасными, качественными, эффективными лекарствами в максимально доступном количестве и цене. И это вопрос нашего взаимодействия с фармринком в общем, их готовностью идти навстречу.

— Недавно на два года продлили закупку лекарств международными организациями: ПРООН, Crown Agents, UNICEF. Но есть вопрос к UNICEF о том, что это организация не публикует результаты торгов, на нее много нареканий. В частности здесь нельзя понять, кто, сколько и за что заплатил, почему приобрели ту предложение или иную. Как вы к этому относитесь и собираетесь ли как-то на это влиять?

— Международные организации привлекаются как альтернатива тому закупівельнику, который мы должны создать. По международных процедурах, международных закупках работа должна вестись со всеми организациями. На сегодня она так же велась в довольно тесном контакте, поскольку постоянно осуществляются определенные изменения, корректировки даже содержания договора. То есть со всеми организациями тесная коммуникация и взаимодействие должно вестись постоянно.

Со всеми ними возникают определенные вопросы. Это рабочий режим на счет того, как мы можем максимально быстро, учитывая их особенности и процедуры, получить то, что нужно для Украины. На сегодня большинство договоренностей, которые с ними подписаны, – это данность, с которой нам надо работать. И смотреть, где мы можем за те средства, которые на сегодня выделялись, получить максимальный результат для украинцев. Пока что это все есть в переговорах.

С ними же заключили договор к нам. Я с ними договор не заключала. В данной ситуации договор заключен, финансирование предусмотрено, они являются теми, кто обеспечивает вакцинацию. Мы с ними работаем. Скорее это вопрос налаживания коммуникаций. Насколько я понимаю, до каждого из участников рынка есть какие-то свои вопросы. Я с ними разговаривала, они говорят: мы готовы сотрудничать открыто. То есть есть вопрос, возможно, правильной коммуникации. Будем смотреть. Месяц всего прошел. Сейчас будем налаживать коммуникацию и с ними.

— Каково ваше отношение к работе интернет-аптек?

В целом В Украине нужно решить глобальный вопрос, связанный с аптеками, ввести стандарты деятельности аптек, которые приняты в Европе

— В Украине в целом нужно решить глобальный вопрос, связанный с аптеками, ввести стандарты деятельности аптек, которые приняты в Европе. Это первое. Второе – у нас на сегодня большинство аптек являются частными. И каждый год закрываются коммунальные аптеки. Если бы игроком рынка оставались коммунальные аптеки, мы могли бы говорить о том, что есть конкуренция между ними и есть определенное разное формирование цены, является изменение модели деятельности или иная модель деятельности. Коммунальные аптеки закрываются ежегодно. То же не просто так в аптеке работает фармацевт. У него есть образование не для того, чтобы просто знать сложные названия активно действующих веществ, которые находятся в препаратах, и уметь подобрать альтернативу. Он много больше выполнять функций.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Фармацевтическая помощь должна быть составной частью деятельности в аптеке. И если мы будем так к этому подходить и регулировать, то, конечно, что просто по телефону или по Интернету фармацевтическая помощь предоставляться не может. Это может быть вопрос доставки. Есть очень много аспектов, если мы хотим стандартизировать и контролировать фармацевтическую помощь как таковую. Потому что аптека – это не просто супермаркет или магазин. Это учреждение здравоохранения, который продолжает осуществлять оказание помощи пациенту. Мы на сегодня к GPP еще на самом деле только только подходим. Поэтому я надеюсь, до этого все участники рынка будут готовы перейти. Потом у нас исчезнут вопрос корректности отнесения такой деятельности.

— Как вы относитесь к консолидации аптечных сетей, до того, что на рынке уже появились несколько монопольных сетей, которые диктуют свои правила отечественным производителям?

— Классическая история монополистов. В данной ситуации любая местная власть может открывать коммунальные аптеки и иметь возможность создавать в своем городе другую ценовое предложение для граждан. То, что сегодня происходит закрытие, это означает, что местная власть в определенной мере этому способствует. МОЗ может регулировать рынок, но не может иметь своих аптек. Потому что именно местная власть является владельцем больниц, поликлиник, аптек. Если они их закрывают, значит это есть вопрос, насколько они хотят помочь своим гражданам иметь доступ к другим ценам.

У Министерства здравоохранения есть вопрос больше по тому, как мы можем влиять на качество, чтобы наши граждане, когда приходили в аптеку, знали, что там точно будет альтернатива. Если мы говорим о реимбурсации как одном из вариантов, который снизил цены по многим препаратам, так появились препараты с меньшими ценами в аптеках, что повлекло за собой вот что: теперь нет предложения только какого-то одного дорогого, как могло случиться. То есть у нас определенные инструменты на уровне государства, но не менее важным является то, как местная власть к этому относится. И она так же является участником обеспечения гражданам доступа к качественным, а особенно доступных в ценовом аспекте лекарств.

— В Европе во многих странах есть такая норма, что у одного собственника не может быть более 5-10 аптек.

— Я знаю про эту историю. Но опять же должен быть разговор, в первую очередь, с рынком. Второе – это вопрос закона. Это не МОЗ, это уровень закона. Я бы хотела, чтобы наша система обеспечения медицинской помощью, которую мы гарантируем, предусматривала и медикаментозноепокрытие. Для того чтобы граждане согласно протоколов за государственные средства получали те лекарства, которые им государством гарантированы. И тогда рынок будет продавать те препараты, которые будут идти вне гарантированного пакета. Тогда уже их монополизация будет не столь принципиальна.

— А что делать с неверной маркировкой? Например, с так называемыми «фуфломіцинами» (средствами без доказанной эффективности).

Если где-то на рынке может случиться так, что кто-то в подвале что-то сделал и что-то продал – это вопрос правоохранительных органов

— Мы должны создать систему контроля качества и безопасности лекарств. На сегодня определенные наработки есть. Я надеюсь, что они будут воплощены в жизнь. Речь идет о наработках по созданию системы биоэквивалентности. Я знаю, что международные эксперты так же приносили определенные наработки. Это раз. Два – это вопрос кодирования препаратов, чтобы можно было проверить, из какой они партии. То есть есть определенные системы контроля качества, которые могут помочь нам иметь на рынке более качественные препараты. Я знаю, что этот вопрос является вечным. Но мы должны начинать принимать определенные действия и решения. И максимально иметь возможность влиять на этот процесс. Если где-то на рынке может случиться так, что кто-то в подвале что-то сделал и что-то продал – это вопрос правоохранительных органов.