Какие махинации будут использовать во время президентских выборов

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

С приближением выборов накал страстей вокруг избирательной кампании нарастает. Станет ли она самой грязной за всю историю страны, еще предстоит увидеть. Но то что она не является образцом прозрачности и демократии – уже очевидно

Дурные предчувствия

Соцопрос среди жителей столицы, который в феврале 2019 г. провела компания «Active Group», показал, что 48% из них ожидают массовых фальсификаций на президентских выборах и еще 25,7% говорят, что скорее ждут их, чем не ждут. То есть, почти три четверти избирателей в Киеве на честность кандидатов не рассчитывают.

В то же время другой опрос – Киевского международного института социологии – продемонстрировал, что для людей основная задача мартовского голосования – выбрать власть, в легитимности которой не будет сомнений.

Сводки МВД подтверждают: со старта предвыборной гонки было 2 тыс. сообщений о нарушениях. Полны скепсиса и эксперты: махинаций будет более чем достаточно.

Старое недоброе

Группировать способы махинаций можно любым способом: прямые и косвенные, долгосрочные и в день выборов, массовые и точечные, до, во время и после голосования. Самые известные – прямой или непрямой подкуп. Суть первого объяснять не нужно: за голос дают деньги. Непрямой подкуп – продуктовые наборы, детские площадки, окна в школе. Также бывают более массовые, которые и раньше использовали кандидаты от власти – это социальные выплаты.

Есть варианты махинаций, которые идут в ход в день выборов:

— «печенье» — массовый вброс в урны бюллетеней с «правильным» кандидатом;

— «карусель» — избирателю дают перед голосование бюллетень с нужным кандидатом, он также получает чистый на участке. В урну бросает помеченный, а чистый выносит и отдает «карусельщику». В чистом делают пометку и все повторяется;

— «косичка» — член избиркома, на котором есть заранее оговоренный опознавательный знак, раздает бюллетени избирателям, которые по тем или иным причинам не могу принимать участие в выборах в целом или на этом участки в частности;

— ошибки, отметки и помарки – махинации на уровне избиркома.

Такие «экспресс-методы» — чистая уголовка, которая по избирательным статья Уголовного кодекса для членов избиркомов тянет на серьезные тюремные сроки. Но от выборов к выборам махинации продолжают использовать. Эти не станут исключением

DOSSIER →   «Госоператор тыла» Жумадилов катастрофически провалил закупки продовольствия для военных, – эксперт

«Будут использовать «карусели», «печенье», «вбросы», исчезающие чернила, испорченные бюллетени, пропавшие из списков избиратели, «мертвые души». Ведь серьезного барьера против фальсификаций нет, — констатирует директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан БОРТНИК. — Чтобы поймать за руку при махинациях на выборах, простым людям я советую оформляться наблюдателями. А на центральном уровне команды кандидатов будут всеми силами бороться, ведь президентская кампания сейчас конкурентная, и масштабных фальсификаций удастся избежать».

Так что массовых фальсификаций именно в день выборов все же не ждут, если 42 кандидата по-максимуму воспользуются своим правом на наблюдателей. Если только не случится то, что вполне может – избирательный процесс застопорится.

«Вы просто представьте себе, что на участок придут 40 представителей кандидатов, 40 наблюдателей, не считая членов избирательных комиссий, — уточняет Бортник. — На некоторых участках технически будет невозможно разместить такое количество людей, зайти и проголосовать там будет сложно».

А тем временем кандидаты обкатывают и другие способы манипуляций – долгосрочные.

«Фальсификации непосредственно в день выборов постепенно уступают место новым технологиям, — подтверждает политолог, член независимого пула экспертов ИНПОЛИТ Андрей ЗОЛОТАРЕВ. — Поэтому где-то они могут иметь место, но не будут ключевыми».

Вы в сети

Работа с социологами, агитаторами и потенциальными избирателями всегда у кандидатов была в чести. Но чтобы наладить взаимодействие в этом треугольнике, нужен человеческий и финансовый ресурс. На нынешних выборах «пирамида» или «сетка» заработала так, как никогда раньше.

«В Украине в масштабах всей страны не создавалась сеть по скупке голосов. Сейчас она, к сожалению, создается», — подтверждает Р. Бортник.

Суть «сети»: собираются данные об избирателях, агитаторы, под видом соцопроса, актуализируют данные и зондируют почву по политическим предпочтениям. Сторонников кандидата обрабатывают дополнительно — деньгами, выплатами, помощью, втягиванием в «сеть» для заработка.

«Придумана хорошая схема у Петра Порошенко – так называемые «социальные обязательства», — продолжает рассказывать о ноу-хау кампании директор Института трансформации общества Олег СОСКИН. — То есть человек сам говорит, что будет работать на группу президента. Это то, что сделано на съезде Порошенко и просто гениально. Участникам просто раздавали соглашения об обязательствах. Потом человека вносят в базу и погружают в процесс. Благодарность может быть любой, в том числе и денежной. Это уже и не взятка, и не подкуп, а человек работает в системе. Естественно, будет раздача нужных удостоверений, а «сетевой маркетинг» станет главенствующим в процессе».

DOSSIER →   «Госоператор тыла» Жумадилов катастрофически провалил закупки продовольствия для военных, – эксперт

Как говорит эксперт, «сетка», в тех или объемах, применяется почти всеми топ-кандидатами. Но возможности для тотального применения в Украине эксклюзивны.

«Я знаю, что в Украине монополия на системную скупку голосов и фальсификации всегда была у власти. Поскольку именно у нее правовой, административный, силовой, финансовый ресурсы, — говорит А. Золотарев. — То, что мы видим — это попытка «сетку» времен Леонида ецкого натянуть на всю страну. Сама по себе она вряд ли сработает. Но будет действовать в комплексе».

Туда-сюда миллион

Отдельный пунктом в списке махинаций и манипуляций стоит отметить тот, который может вызвать самые серьезные проблемы. Речь идет о странностях с количеством избирателей в стране.

Эксперты уже давно обращают внимание на то, что в реестре не все благополучно.

«У нас зафиксировано 35 млн избирателей, что на 1 млн больше, чем в 2014 году, — говорит Р. . — Это несмотря на то, что 1 млн человек умерло, территория, на которой пройдут выборы, сейчас по площади и количеству населения меньше, чем в 2014 году. Тогда, например, выборы проходили в Новоазовске, Дебальцево. Если от 35 млн отнять 2 млн крымчан, 3,7 млн проживающих в ОРДЛО, 3,2 млн постоянно работающих за рубежом, 1 млн умерших, то реальное количество избирателей у нас максимум 25 млн человек, даже ближе к 20 млн. Даже штабы, которые вступают в президентскую кампанию, исходят из того, что для победы кандидату нужно набрать 12 млн голосов».

Даже 1 млн голосов или 3% могут полностью изменить политическую погоду в стране. Особенно во втором туре, а он, без сомнения, будет. Разница в 10-15 млн между официальным количеством избирателей и реальным, высчитанным экспертами, – просто колоссальна.

Но вопрос с количеством избирателей дальше экспертной среды не идет. Да и смысла дискутировать с официальной статистикой нет: ведь последняя перепись была в 2001 году, а с того времени играть с методикой подсчета можно как угодно и в любую сторону.

DOSSIER →   «Госоператор тыла» Жумадилов катастрофически провалил закупки продовольствия для военных, – эксперт

Анна КОВАЛЕНКО

КСТАТИ

Продуктовые пакеты – вчерашний день

Эксперты констатируют, что на президентских выборах уже не используется подкуп продуктами. Во-первых, потому что люди предпочитают деньги, во-вторых, самим кандидатам физически неудобно работать с большими объемами товара. В-третьих, эффект именно на президентских выборах сомнителен – этот локальный вариант подходит скорее для местных выборов и мажоритарки.

«Раньше на выборах в качестве стимула применяли разного рода скидки, подарочные карты. Сейчас такого не вижу. Возможно, они отложены до местных выборов. – уточняет Р. Бортник. — В принципе, президентские выборы всегда были менее коррупциогенными, в сравнении с парламентскими и местными».

А В ЭТО ВРЕМЯ

Штрафы за «печенье» и «карусели»

В Верховной Раде в апреле 2018 года был зарегистрирован законопроект №8270, который ужесточает ответственность за подкуп избирателей, а в частности:

— нарушение агитации – для граждан штраф в размере от 1 700 до 3 400 грн, для должностных лиц — от 3 400 до 5 100 грн;

— агитация с подкупом на сумму больше 3% минималки (129 грн) — штраф в размере от 3 400 до 5 100 грн;

-демонстрация избирателем бюллетеня — штраф от 1 700 до 3 400 грн;

— сокрытие или уничтожение бюллетеня, вынос его за пределы участка — штраф для избирателя от 1 700 до 3 400 грн.

— незаконное использование бюллетеня, многократное голосование, вбросы бюллетеней — штраф до 5 100 грн, исправительные работы на срок до 2 лет, ограничение свободы на срок до 3 лет или лишение свободы на срок до 2 лет.

Законопроект до сих пор не рассмотрели даже в первом чтении.