Как заработала медицинская реформа в Украине

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

13 июля первые 152 медицинских учреждения из 21 области Украины, которые уже подписали договор с Национальной службой здоровья Украины (НСЗУ), получили на свои счета средства по обеспечению пациентов услугой первичного медицинского обслуживания. Сумма составила 244 млн грн. Это плата за обслуживание пациентов, которые с начала года уже определили специалиста, к которому будут закреплены. В общем врача выбрали уже 12 млн украинцев. Выбирать теперь можно из 22 000 медиков, уже зарегистрировавшихся в новой электронной системе. Бесплатное же обслуживание по новой реформе для пациента начнется в момент подписания договора между НСЗУ и медицинским учреждением, к которому принадлежит выбранный специалист.

Начало второй волны подписания договоров между медицинскими учреждениями и НСЗУ планируется на 25 июля. Mind разобрался, как будет работать отечественная медицина в новых условиях.

Что предлагают медучреждениям? Согласно с новой реформой, отныне коммунальные или частные медицинские учреждения первичной помощи будут получать от государства финансирование по принципу «деньги следуют за пациентом». В частности, за каждого пациента, подписавшего декларацию с педиатром, терапевтом или семейным врачом клиники, заведение будет получать ежемесячно определенную сумму из расчета количества пациентов.

В случае отпуска или болезни выбранного врача прием его пациентов будут осуществлять коллеги в пределах учреждения, к которому закреплен специалист. Пациент, по той или иной причине оставшийся недовольным выбранным врачом, сможет в любой момент подписать декларацию с другим специалистом, который заменит данные в электронной системе.

Напомним, что на узких специалистов реформа пока не распространяется. Базовая сумма за взрослого пациента (от 18 до 39 лет) составляет 370 грн в год. В зависимости от возраста применяется возрастной коэффициент. Поэтому за ежегодное обслуживание ребенка в возрасте до 5 лет заведение будет получать 1480 грн, ребенка от 6 до 17 лет  – 814 грн, пациента от  40 до 64 лет  – 444 грн, пациента старше 65 лет  – 740 грн в год.

За эти деньги пациент безвозмездно получит в заведении следующий пакет услуг: наблюдение за состоянием здоровья; консультации, базовый набор анализов, диагностику и лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и патологических состояний; сопровождение хронических заболеваний, неотложную помощь; некоторые виды паллиативной помощи, профилактические осмотры и вакцинацию; ведение неосложненной беременности; направление к врачу-специалисту при необходимости. За рецептами на лекарства, оформлением справок и больничных листов тоже нужно обращаться к семейному врачу. Вопрос выездов к пациенту домой оставили на усмотрение врача.

Что требуют от медицинских учреждений? К 2019 году все поликлиники, заинтересованные в новом формате сотрудничества с государством, должны изменить свою форму собственности на некоммерческую, присоединиться к электронной системе, выполнить базовые условия и заключить договор с НСЗУ. А физическое лицо  – подписать декларацию с избранным им врачом, независимо от прописки и места жительства, предоставив для этого свой паспорт или свидетельство о рождении, если речь идет о ребенке.

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

Те заведения, которые не выполнят условия нового сотрудничества, с 2019 года останутся без государственного финансирования первичного звена. Впрочем, они смогут продолжать предоставлять услуги узких специалистов по старой схеме финансирования. В поликлиниках нового типа финансирования также останутся узкие специалисты. Но принцип распределения государственных средств на этих специалистов до полного завершения реформирования первичного звена останется неизменным.

Как будут поступать средства? Медицинское учреждение, подписавшее договор с НСЗУ, автоматическим образом ежемесячно будет получать деньги в обход местных советов, бюджетных комитетов и бухгалтеров  – напрямую на свой банковский счет, открытый в любом банке. И сможет  сам распоряжаться полученными деньгами: сокращать или увеличивать штат, докупать оборудование, осуществлять ремонт и т. д., а также самостоятельно определять размеры зарплат.

По мнению Олега , председателя НСЗУ, последний пункт является одним из важнейших. При новых суммах поступлений это позволит существенно увеличить размеры зарплат для собственных работников, особенно эффективных.

Максимально допустимое количество пациентов на одного семейного врача составляет 1800 человек, для терапевта  – 2000, для педиатра  – 900. Поэтому те из врачей, кто наберет максимум, скорее всего, смогут ожидать пропорционально большую зарплату. Петренко, в своих комментариях СМИ, уверен, что злоупотреблять на этом фоне заведениям не стоит, иначе такой успешный врач заберет своих пациентов и сменит место работы или откроет собственный ФОП. К тому же административные функции, скорее всего, возьмет на себя директор поликлиники, тогда как главный врач оставит за собой лишь медицинские вопросы. Таким образом, поле для коррупции должно сузиться.

Как в новых условиях будут работать частные клиники? Суммы, предусмотренные новой реформой, почти вдвое превышают предварительное государственное финансирование. Это открывает простор для новых возможностей государственных больниц и привлекает внимание частных заведений.

С начала объявления реформы уже 12 частных учреждений заключили договоры с НСЗУ. Из них пять  – это частные врачи, открывшие ФОП. Главное требование к частным больниц такое же – за выделенную государством годовую сумму бесплатно предоставлять пациентам предусмотренные услуги. Для этого нужно создать отдельное ЧП, куда государство будет ежемесячно перечислять деньги за существующих пациентов. Те услуги, которые не входят в перечень обязательных, по договоренности заведения и пациента могут предоставляться дополнительно на платной основе через уже существующее ФОП.

Что касается статуса врачей-ФОП, то самостоятельно их открывать невыгодно. Ведь договор с НСЗУ предполагает наличие у врача помещения, мебели, холодильника, телефона, компьютеров, принтера, медицинских расходных материалов, правильного освещения и т. п., а также хотя бы небольшого штата из медсестры и администратора. Также кто-то должен взять на себя ведение бухгалтерии и формирования отчетов. Поэтому наиболее предпринимательски настроенные врачи объединяются, испытывая новую схему работы с государством.

Татьяна Бойко, главный врач киевской детской частной клиники «Малі», которая сейчас участвует в подписании деклараций с пациентами, чтобы успеть на вторую волну заключение договоров с НСЗУ, объясняет: «Мы решили пойти в реформу, потому что верим  – будущее первичного звена существует именно в таком формате: государство платит врачу-предпринимателю, доход которого зависит от количества людей, которых он обслуживает. В таком формате система существует во многих странах мира. В Украине работа с частными врачами только начинается, и мы хотим быть одними из первых ».

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

Небольшим частным клиникам новая схема сотрудничества выгодна, ведь бесплатный статус услуг в частном медицинском учреждении привлечет новых пациентов, которые ранее не могли себе позволить обслуживаться частным образом. И сумма, выделенная государством на увеличенное постоянное количество пациентов, будет стабильно перекрывать основные расходы клиники, принося постоянный доход. Это позволит медицинскому учреждению стабильно работать, а не зависеть от неустойчивой экономической ситуации, сезонности и т. п.

Но не только небольшие медицинские учреждения проявили интерес к реформе. Сетевая частная клиника «Медиком», например, также рассматривает возможность пополнения рядов частных заведений, которые уже сотрудничают с Национальной службой здоровья и оказывают бесплатные услуги первичной медицинской помощи.

«Администрация центра намерена вести переговоры с Национальной службой здоровья Украины об условиях оказания медицинской помощи на безвозмездной основе жителям Оболонского района. Однако уже сейчас можно точно сказать: мы поддерживаем реформу и сделаем свой вклад в развитие украинской медицины»,  – ответили в клинике на запрос Mind.

Не пострадают ли пациенты? Несмотря на то что подписание декларации о бесплатном обслуживании с частными клиниками выглядит привлекательно, большинство их уже имеющихся клиентов переживают по поводу снижения качества сервиса при увеличении количества пациентов из разных социальных звеньев.

Бойко успокаивает, что уровень сервиса удастся удержать. «Вместе с повышенной нагрузкой произойдет и облегчение. Например, исчезнет необходимость расчетных операций после каждого визита, а это значительный объем времени»,  – делится ожиданиями врач.

С другой стороны, частные больницы, которые присоединяются к реформе, видят риски в появлении категории пациентов, с которой ранее они не имели опыта работы. «Бывают пациенты, которые перекладывают всю ответственность на врача или постоянно вызывают его на дом. Начнутся жалобы в Минздрав, с которыми мы раньше не сталкивались, или злоупотребления визитами. Ведь причину для визита можно придумать всегда, было бы желание»,  – добавляет врач.

В прошлом году, готовясь к сотрудничеству с государством, клиника «Малі» провела эксперимент, продавая желающим пакеты на получение безлимитного количества консультаций в год для детей от года и старше, при этом говоря о профилактике и не настаивая на лишних анализах. Годовой эксперимент выявил следующие цифры. Среднее количество посещений в год по безлимитному пакету составило 16 раз, что в разы больше, чем «платные посещения». Минимальное  – 6 раз. Максимальное  – 28 раз. На дополнительные услуги клиники владельцы безлимитных пакетов потратили в среднем по 300 грн в год.

DOSSIER →   В Украине предложили ввести жесткие штрафы для учеников за прогулы и ненадлежащее поведение

Чего опасаются врачи? Злоупотребление визитами  – больная тема для любого врача. Из-за отсутствия медицинской грамотности и доступность государственных медицинских услуг украинцы привыкли беспокоить врачей при малейшей необходимости. Исходя из новой реформы, врач также не будет иметь права отказать пациенту в приеме. Количество ежегодных приемов можно будет ограничить только здравым смыслом.

«Например, в ии невозможно записаться к врачу без предварительной беседы с описанием проблемы. Если медицинский работник на уровне попытки записи на прием проблемы не видит, или она может быть решена в телефонном режиме, то человек не записывают. Возможно, мы начнем что-то подобное »,  – рассуждает Бойко.

Врачи государственных медучреждений менее охотно соглашаются поделиться собственным опытом. Негласно говорят, что руководство требует от них скорейшего выполнения плана по максимальному количеству деклараций. О повышении зарплаты речь пока не идет.

Заведующая одной из государственных поликлиник в Оболонском районе столицы негласно расписывает преимущества государственной поликлиники перед частной: доступ к узким специалистам, отлаженная инфраструктура, первоочередной доступ к государственным программам поддержки населения, большая готовность к посещению пациента дома, при необходимости анализы на месте. В то же время рассказывает: несмотря на активно заселенный «спальный» район Киева и активную работу со своими пациентами, ей пока не удалось набрать пациентов и на полставки.

Удастся ли полностью избавиться от коррупции? Теоретически, реформа открывает большое поле для злоупотреблений. В электронной системе могут появиться «мертвые души», или те, кто уехал за границу, умер либо не пользуется услугами украинской медицины. Петренко утверждает, что если на начальном этапе это вероятно, то со временем электронная система будет совершенствоваться, взаимодействовать с другими государственными электронными системами, информация будет тщательно мониториться и проверяться. «И если вдруг обнаружатся следы злоупотреблений, медицинское учреждение будет лишен лицензии, будет потерян договор и при необходимости открытое уголовное производство. Поэтому на «мертвые души надеяться напрасно»,  – убеждает он.

Несмотря на риски и определенные недостатки, в государственных больниц появилась возможность значительно улучшить качество обслуживания, а в частных  – получить стабильный источник поступлений.

А пока главный приз достался пациентам, ведь за каждого из них уже развернулась конкурентная борьба, и они реально смогут получать первичную медицинскую помощь за государственные деньги.