Как отключавший оппозиционные телеканалы в кабельных сетях бизнесмен стал "королем тендеров" при Порошенко - DOSSIER

Как отключавший оппозиционные телеканалы в кабельных сетях бизнесмен стал «королем тендеров» при Порошенко

В Украине с 28 января частично отключают бесплатное спутниковое телевидение. По крайней мере, украинские развлекательные телеканалы по нему больше показывать не будут. Они останутся только у зарегистрированных государством кабельных операторов.

При этом в открытом доступе остаются разговорные информационные телеканалы — NewsOne, ZiK, 112 и другие.

Это тем более важно, что далеко не все кабельные операторы свободно транслируют оппозиционные телеканалы. Так, провайдер «Ланет» регулярно блокирует к части из них доуступ. Например, к NewsOne.

Этот телеканал, а также принадлежащий тому же собственнику (соратнику Виктора Медведчука Тарасу Козаку) ZiK с 1 января окончательно пропали из сетки провайдера.

«Страна» разбиралась, что известно о собственниках этого кабельного оператора Украины.

Как Ланет отключал телеканалы и сайты

В 2014 году провайдер «за разжигание вражды и ненависти» отключил три российских канала «РТР Планета», «Первый канал. Всемирная сеть» и «НТВ Мир».

«Уважаемые абоненты! Сеть Ланет приостанавливает трансляцию телеканалов, которые нарушают украинское законодательство тем, что ведут агрессивную пропаганду, а также призывают к войне, распространяя вражду и ненависть.

Речь идет о следующих телеканалах: «РТР-Планета», «Первый канал. Всемирная сеть» и «НТВ Мир». Сохранение мира является главнейшей задачей для каждого из нас, особенно сейчас. Спасибо за понимание», – заявили тогда в «Ланет». И проиллюстрировали сообщение таким изображением.

В Украине с 28 января частично отключают бесплатное спутниковое телевидение. По крайней мере, украинские развлекательные телеканалы по нему больше показывать не будут. Они останутся только у зарегистрированных государством кабельных операторов.

При этом в открытом доступе остаются разговорные информационные телеканалы — NewsOne, ZiK, 112 и другие.

Это тем более важно, что далеко не все кабельные операторы свободно транслируют оппозиционные телеканалы. Так, провайдер «Ланет» регулярно блокирует к части из них доуступ. Например, к NewsOne.

Этот телеканал, а также принадлежащий тому же собственнику (соратнику Виктора Медведчука Тарасу Козаку) ZiK с 1 января окончательно пропали из сетки провайдера.

«Страна» разбиралась, что известно о собственниках этого кабельного оператора Украины.

Как Ланет отключал телеканалы и сайты

В 2014 году провайдер «за разжигание вражды и ненависти» отключил три российских канала «РТР Планета», «Первый канал. Всемирная сеть» и «НТВ Мир».

«Уважаемые абоненты! Сеть Ланет приостанавливает трансляцию телеканалов, которые нарушают украинское законодательство тем, что ведут агрессивную пропаганду, а также призывают к войне, распространяя вражду и ненависть.

Речь идет о следующих телеканалах: «РТР-Планета», «Первый канал. Всемирная сеть» и «НТВ Мир». Сохранение мира является главнейшей задачей для каждого из нас, особенно сейчас. Спасибо за понимание», – заявили тогда в «Ланет». И проиллюстрировали сообщение таким изображением.

Спустя год, с 1 января 2020 года, как только закончился договор на трансляцию, «Ланет» все-таки отключил NewsOne. А вместе с ним еще ряд каналов, включая ZiK. В тоже время другие популярные провайдеры, такие как «Воля-кабель» и «Триолан» продолжают трансляцию NewsOne.

«Все наши попытки в течение года договориться о продолжении трансляции не принесли результата. Мы считаем, что такое решение это прежде всего не уважение к выбору и телевизионным предпочтениям собственных абонентов, продиктованное политическими взглядами ТОП менеджмента кабельного оператора, а также ограничение возможности на получение разносторонней информации» — отреагировали на это в NewsOne.

Читайте также на DOSSIER:  «ПАСТОР» ЗАПИСАЛСЯ В МЕДИКИ ИЛИ ПОЧЕМУ ТУРЧИНОВ ДО СИХ ПОР НЕ ОТВЕТИЛ ЗА СВОИ «ПОДВИГИ»

Что известно о руководстве «Ланет»

Провайдером Ланет владеет Виктор Мазур.

Виктор Мазур — известный бизнесмен на рынке телекоммуникационных услуг Украины. В начале 90-х он стал соучредителем компании «ICS» (ныне «Инком»). В 1994 году начал развивать свою группу компаний «РОМСАТ», специализирующаяся на продаже и установке оборудования для систем спутникового, эфирного и кабельного ТВ.

В прошлом году «РОМСАТ» отмечала 25-летний юбилей, в честь которого Мазур в интервью одному из профильных изданий рассказывал историю успеха своего бизнеса: «Первым капиталом стали деньги, заработанные на установке спутниковых антенн. Для понимания услуга стоила от 5 до 10 тыс. долл. В какой-то момент пришлось продать даже собственную квартиру. Но стартовый капитал — это одна сторона вопроса, с людьми всегда сложнее. Мне повезло, потому что с самого начала меня окружали единомышленники. С Ярославом Роспопой мы поверили в идею и решили рискнуть — о результатах можно судить с высоты 25 лет».

Виктор Мазур. Фото: AIN.ua

В 2005 году Виктор Мазур стал членом Нацкомиссии по вопросам регулирования связи и информатизации Украины (НКРСИ). Собеседники на рынке говорят, что этому могло способствовать знакомство с Петром Порошенко, который после первого Майдана стал одним из самых влиятельных политиков Украины.

Бизнес Мазур формально передал в управление брату Григорию и жене Юлии Лантвойт.

Карьера чиновника стремительно росла — в 2009-м Виктор Мазур стал заместителем председателя Государственной администрации связи. Однако после победы на президентских выборах Виктора Януковича Мазур был вынужден вернуться в бизнес.

Впрочем, уже в 2012 году Порошенко становится министром экономики в правительстве Азарова. И именно в этом году компания «ЖКИ консалтинг» (ранее «Ромсат технолоджи») Виктора Мазура и его жены побеждает на 97-миллионном тендере на закупку телетюнеров для цифрового вещания.

Эти тюнеры предназначались для монополиста цифрового вещания Украины — фирмы «Зеонбуд».

После того как Порошенко в 2014 году стал президентом Украины, он почти сразу вернул Мазура в НКРСИ. В Нацкомиссии тот задержался до 2016 года, а затем вернулся к своему бизнесу. И с этого времени начинаются настоящие чудеса — компании из группы Виктора Мазура начинают выигрывать государственные тендеры на десятки миллионов гривен.

Профайл Виктора Мазура на сайте НАЗК

В марте 2015 года, когда Виктор Мазур еще был членом НКРС, ​​его жена через ООО «Пропети Инвест» (принадлежит Юлии Лантвойт через кипрский офшор «»Колисар Энтерпрайзиз лимитед») регистрирует ООО «Научно-производственное объединение «РОМСАТ». А уже в августе того же года НПО «РОМСАТ» выигрывает несколько тендеров ГП «Украинский государственный центр радиочастот» (компании, которой руководит НКРСИ).

То есть госпредприятие, в котором Мазур — один из руководителей, закупило у компании семьи Мазура анализаторов спектра на 9,64 млн грн.

Конкуренцию «РОМСАТ» на всех тендерах Укрчастотнадзора с разницей в ценах менее 1% составляло ООО «ТриА-НЕТ». ООО «ТриА-НЕТ» стало спарринг-партнером для «РОМСАТ» на многих других тендерах. Компания Мазура даже выиграла несколько тендеров Службы внешней разведки более чем на миллион гривен.

Читайте также на DOSSIER:  Украинская оборона времен коронавируса

После вышеупомянутого тендера правоохранительные органы открыли уголовное производство в ответ на заявление «Центра противодействия коррупции». Речь шла о тендерном сговоре с целью на несения убытков государственному бюджету.

Впрочем, это не имело никаких последствий для участников этого тендера, а НПО «РОМСАТ» с 2015-го по 2019-й год получило от государства подрядов на 188,5 млн грн.

Информация о собственности ООО НПО «РОМСАТ» по состоянию на январь 2020 года

Из указанных выше 188 млн грн, более половины средств НПО «РОМСАТ» получило от одной госструктуры — ГП «Украинский государственный центр радиочастот» (УГЦР).

Так, за указанный период времени среди тендеров, проведенных УГЦР, 13 раз победу получало ООО «НПО «РОМСАТ», а сумма заключенных договоров по указанным закупками превысила 100 млн грн.

Во всех победных торгах в качестве единственного конкурента, а по сути спарринг-партнера для НПО «РОМСАТ» выступало уже упомянутое ООО «ТриА-НЕТ». Причем, победу компания жены Виктора Мазура получала благодаря меньшему ценовому предложению, лишь на несколько сотен, а иногда десятков гривен ниже цены, предлагаемой ООО «ТриА-НЕТ», при общей цене тендера в несколько миллионов гривен.

Вот тендер УГЦР от 14 мая 2018 года, по которому стоимость сделки составила 2,5 млн грн, а победа была одержана с разницей по ценовому предложению в 60 грн. Еще в одном случае победа была одержана благодаря разнице в ценовом предложении в 30 грн, в другом — даже 20 грн.

Вот тендер, который был объявлен Военной частью А2788 по закупке телевизионного оборудования.

Военные купили 335 телевизоров Romsat 32 HX1850T2, 160 телевизоров Romsat 43FK1810T2, 810 тюнеров цифрового эфирного телевидения Romsat TR-9100HD и 48 комплектов спутникового телевидения.

Согласно тендерной документации основным критерием при выборе победителя заказчик определил исключительно ценовое предложение участника.

Победило на тендере НПО «РОМСАТ», которое предложило цену 2,54 млн грн. Согласно документам, 32-дюймовые телевизоры обошлись государству в 3 552 грн за штуку (всего на 1,19 млн грн), 43-дюймовые — по 6 246 грн за штуку (всего на 999 тыс. грн), тюнеры — по 342 грн за штуку (всего на 277 тыс. грн), а комплекты спутникового телевидения — по 1 560 грн (в среднем на 74,88 тыс. грн).

А теперь сверим эти цифры с ценами на аналогичный товар в прайсах НПО «РОМСАТ» и на розничном рынке.

— средняя рыночная стоимость телевизора Romsat 32 HX1850T2 составляет около 2900 грн. (А фактически военной частью были приобретены за 3552 грн), то есть завышение цены на одну единицу товара составило 652 грн, а на поставленной партии — более 218,5 тыс. грн;

— средняя рыночная стоимость телевизора Romsat 43FK1810T2 не превышает 5900, 00 грн. (А фактически приобретено за 6246 грн.) То есть завышение цены на одной единице составило 346 грн, а на поставленной партии — не менее 55,36 тыс. грн;

— средняя рыночная стоимость цифровых эфирных приемников Romsat TR-9100HD составляет 300 грн (фактически приобретено за 342 грн). То есть завышение цены на одной единице составило 42 грн, а на поставленной партии — не менее 34 тыс. грн;

Читайте также на DOSSIER:  Наибольшие проблемы только начинаются, – Фесенко о кризисе в Украине

— средняя рыночная стоимость комплекта спутникового телевидения составляет 1200 грн. (Фактически приобретено за 1560 грн) То есть завышение цены на одной единице составило 360 грн, а на поставленной партии — не менее 17,28 тыс. грн.

Таким образом, потери государственного бюджета в результате необоснованного завышения цен во время только одной процедуры закупки составили не менее 325 тыс. грн.

Всего же в течение 2017-2019 годов этой же воинской части на семи тендерных закупках было приобретено телевизоров и телевизионного оборудования на сумму почти 4,3 млн грн. И победу в указанных тендерах постоянно одерживало ООО «НПО «РОМСАТ». В каждом из этих тендеров заказчик приобрел у компании Виктора Мазура оборудование, превышало его рыночную стоимость на 20-25%.

Таким образом, только на тендерах, проведенных военной частью А2788 по закупке телевизоров, государственный бюджет мог понести убытки минимум на 700 тыс. грн.

Тендерная статистика «НПО «РОМСАТ» на январь 2020 года

В течение 2018-2019 года компания Виктора Мазура пять раз становилась победителем и других тендеров. Например, тех, что проводил Медицинский реабилитационный центр МВД Украины «Жемчужина Прикарпатья».

Как и в вышеупомянутом случае, цена заключенных договоров на 20-25% превышала рыночную.

К примеру, вот тендер, который был объявлен в июне 2019 года. По результатам торгов НПО «РОМСАТ» осуществило поставку 160 телевизоров Romsat 32 HX1850T2 с ценой 4524 грн. за штуку, при действительной рыночной стоимости такого телевизора 2900 грн. То есть цена была завышена более чем на 1600 грн за одну единицу.

Есть ряд примеров, когда компания обходила процедуры открытых торгов и принимала участие в тендере вне конкурса и без конкурентов (переговорная процедура).

В августе 2019 отдел образования Золотоношской районной государственной администрации покупает телевизоры. Заказчик дважды отменяет тендер из-за якобы отсутствия достаточного количества участников и начинает переговорную процедуру с единственным участником, которым оказалось ООО «НПО «РОМСАТ».

При этом, стоимость заключенного соглашения в полной мере совпала с ожидаемой стоимостью закупки, которая была предложена заказчиком и составила 291 тыс грн. Проще говоря, конечную цену поставщик, скорее всего, просто подогнал под изначальный заказ.

Аналогичным примером таких же согласованных действий был тендер, проведенный уже упомянутым реабилитационным центром МВД, где стоимость сделки составила 723,84 тыс. грн.

Интересно, что сам Виктор Мазур в 2014 году при приеме на государственную службу декларировал 10 млн грн сбережений. Зато после увольнения из НКРСИ показал на счетах более 70 млн.