Избирательный кодекс Украины: как изменится система проведения выборов в нашей стране

FavoriteLoadingзакладки →

С начала нынешнего года новый Избирательный кодекс, пляски вокруг которого продолжались не один год, наконец вступил в силу. Эксперты полагают, что в выигрыше оказались только партии, которые сейчас при власти

С начала 2020 года в Украине вступил в силу новый Избирательный кодекс. Издание «Комментарии» разбиралось, в чем суть изменений, кому они могут быть на руку, и насколько «по-новому» могут пройти местные выборы, запланированные на осень нынешнего года.

Избирательный кодекс Украины: как к этому шли

Избирательный кодекс был принят в первом чтении Верховной Радой VIII созыва еще 7 ноября 2017 года. И лишь в июле 2019 года досрочно уходящий в отставку в «турборежиме», принял во втором чтении и в целом новый Избирательный кодекс Украины.

Тот вариант (за него проголосовали всего 230 нардепов после 16 безуспешных голосований) предусматривал выборы по открытым спискам лишь с 2023 года, не учитывал права переселенцев на местных выборах, имел еще ряд вызвавших критику моментов. И все же спикер Верховной Рады Андрей Парубий его подписал. Причем сделал это, как и принимали закон, перед уходом – 27 августа. Далее, согласно процедуре, слово было за президентом.

14 сентября Владимир Зеленский наложил на Избирательный кодекс вето и вернул его в парламент со своими предложениями.

19 декабря новая Верховная Рада 330-ю голосами «за» приняла новый Избирательный кодекс (законопроект №0978) в целом, с учетом предложений президента. 27 декабря Зеленский подписал Избирательный кодекс, а с 1 января 2020 года закон вступил в силу.

Избирательный кодекс Украины: что получили

Если пройтись по основным моментам принятого Избирательного кодекса, то:

— выборы проходят по пропорциональной избирательной системе с открытыми региональными списками (ранее были пропорциональная и мажоритарная системы), избиратели могут голосовать не только за партию, но и за конкретного кандидата в ее списке;
— каждая партия будет выдвигать два вида списков (единый список кандидатов в общегосударственном избирательном округе и списки кандидатов в соответствующих избирательных регионах, из которых и формируется единый список кандидатов);
— бюллетень будет делиться на две части: сначала избиратель будет выбирать партию, а потом – конкретного депутата из партии (тот кандидат, который будет набирать больше голосов, понимается по партийному списку, имея больше шансов быть избранным);
— политсилы обязаны соблюдать гендерный баланс: в каждой пятерке кандидатов в списках должно быть не менее двух человек каждого пола, что должно увеличить число женщин в политике (но так как лишь первая «девятка» автоматически будет проходить по результатам голосования – при условии, если партия преодолела пятипроцентный барьер, фактически среди этих девяти людей будут лишь три человека одного пола);
— очередные выборы в ВР проходят в последнее воскресенье октября пятого года полномочий парламента, а внеочередные – в последнее воскресенье шестидесятидневного срока после опубликования указа президента о досрочном прекращении полномочий Рады;
— выборы президента Украины могут быть очередными (проводятся после истечения конституционного срока полномочий президента Украины; проходят в последнее воскресенье марта пятого года полномочий президента, назначает их ВР), внеочередными (в связи с принятием соответствующего постановления ВР) и повторными (не избрание одного из двух кандидатов, включенных в бюллетень; снятие кандидатур всеми кандидатами, включенными в избирательный бюллетень; признание выборов несостоявшимися); внеочередные и повторные выборы главы государства проходят в последнее воскресенье 90-дневного срока со дня их назначения парламентом;
— одно и то же лицо не может быть президентом Украины больше чем два срока подряд;
— официальными наблюдателями на выборах не могут быть граждане или подданные государства, признанного ВР государством-агрессором или государством-оккупантом;
— общегосударственные выборы (как президентские, так и парламентские) могут проводиться одновременно с местным референдумом (закон о котором пока не принят), внеочередными, повторными, промежуточными, первыми, дополнительными местными выборами;
— депутаты сельских, поселковых, городских (до 90 тыс. избирателей), районных в городах и районных советах будут избирать по системе относительного большинства в многомандатных избирательных округах, причем в одном округе могут выбрать не менее двух и не более четырех депутатов (такая система, по мнению экспертов, обеспечивает неравномерное представительство: интересы города с 90 тысячами избирателей будут отстаивать четыре депутата, а небольшое село с 500 избирателями – два);
— депутатов областных и городских (от 90 тыс. избирателей), а также Верховной Рады АР Крым выбирать по системе пропорционального представительства по открытым избирательным спискам;
— сельских, поселковых и городских (до 90 тыс. избирателей) председателей будут избирать по системе относительного большинства (чтобы победить, достаточно просто набрать больше голосов, чем у ближайшего конкурента);
— городских председателей (мэров) в городах с количеством избирателей более 90 тыс. будут выбирать по мажоритарной системе абсолютного большинства в едином городском избирательном округе.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Избирательный кодекс Украины: кто в выигрыше

Политический эксперт Александр уверен, что от принятия Избирательного кодекса выиграли те партии, которые уже сейчас находятся в парламенте, при условии, что им удастся взять на следующих выборах более пяти процентов голосов.

«Их выигрыш в контексте нового кодекса зависит от отмены мажоритарки, – поясняет Савченко. – Депутаты, которые проходили в Раду, побеждая на своих десятилетиями прикормленных за бюджетный\государственный счет округах, больше в парламент по этой системе не зайдут – схема закончилась».

По словам политэксперта, те, кто лоббировал проведение тех или иных законов, не мог так контролировать депутатов-мажоритарщиков, как их коллег списочников. И получать требуемые голоса от этих нардепов всегда было дорого и сложно.

«Для крупных политических партий мажоритарщики были раздражающим фактором еще по одной причине, – продолжает Савченко. – Для прохождения в Верховную Раду они не участвовали в аукционе проходных-не проходных мест. К тому же, не платили взносы в партию. Мажоритарщику зонтик в виде партийного бренда, как правило, был не нужен. Каждый из старожилов, избираемых по этой схеме, уже не раз прыгал, как кузнечик, из одного партийного бренда в другой – в зависимости от того, что партия может предложить ему лично».

По словам политолога Виктора а, новый вариант Избирательного кодекса предусматривает гибридную модель, где кандидатов выбирать по спискам в крупных мажоритарных округах.

«Эта модель называется «региональные списки с преференциями». По факту – это та самая мажоритарка, только округа, на которых вы будете выбирать кандидатов по региональным избирательным спискам политических партий, увеличатся в несколько раз, говорит Виктор Таран. – Проголосованная избирательная модель – шаг вперед. Ведь у партийного руководства забрали монополию на формирование списков, а избиратели получили шанс влиять на продвижение кандидатов, которые им нравятся».

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Из позитивов эксперт также выделяет расширение гендерной квоты (в каждой пятерке должно быть не менее двух кандидатов одного пола) и то, что в Избирательном кодексе учли права переселенцев.

Последний момент отметила и «Гражданская сеть ОПОРА», назвав значительным достижением доработки кодекса обеспечение избирательных прав не только внутренне перемещенных лиц (ВПЛ), но и трудовых мигрантов, других мобильных внутри страны граждан. Теперь они смогут обратиться в органы ведения Реестра избирателей с мотивированным заявлением об изменении избирательного адреса для голосования на выборах всех уровней.

Также в Избирательном кодексе впервые предусмотрена возможность для общественных организаций зарегистрировать наблюдателей на уровне Центральной избирательной комиссии – для полноценного наблюдения за ее деятельностью.

Избирательный кодекс Украины: негативные моменты

Однако Избирательный кодекс содержит и ряд негативных моментов, которые ставят под угрозу эффективность избирательной реформы.

«В частности – это короткий срок (полтора месяца) агитационного времени избирательной кампании, – говорит политолог Виктор Таран. – Поскольку избирательный округ составит в среднем из около одного миллиона избирателей, те, у кого отсутствуют большие ресурсы, фактически не будут иметь шансов победить. Побеждать в округах будут в основном те, у кого больше денег. То есть, опять на выборах будут доминировать подкуп, раздача «гречки» и админресурс. Ну и с сокращенным временем агитации избиратель не будет особо стараться разбираться в программах, голосуя за «котов в мешке».

Кроме того, отмечает эксперт, Избирательный кодекс фактически перечеркивает шансы для баллотирования для партий, которые не имеют больших средств.

«По новому кодексу, для участия в местных выборах партия должна внести избирательный залог. Он рассчитывается из расчета четыре минимальные зарплаты на момент выборов на каждые 10 тысяч избирателей, – отмечает Виктор Таран. – О каких цифрах идет речь? Сейчас минимальная зарплата равняется 4723 гривень. Умножаем на четыре и получаем 18 892гривень на каждые 10 000 избирателей. Например, залог для кандидата в мэры Киева составляет 4 миллиона гривень. И  такая же сумма – за список в Киевсовет. То есть, чтобы новая молодая партия приняла участие в выборах, она единоразово должна внести 8 миллионов гривень! И – это только залога… А, например, для Львова, залог за мэра составит 1 133 520 гривен. И столько же – за список партии в горсовет. Как думаете, много «новых партий» имеют такие средства?»

Александр Савченко также считает, что Избирательный кодекс призван отсечь новичков из политики.

«Закрепленный пятипроцентный барьер прохождения в ВР – это подарок для решал-лоббистов, – уверен политэксперт. – Такой высокий порог окончательно отрежет возможность попаданию в Раду несистемных, новых политических партий, которые не находятся в орбите тех или иных олигархических кланов. У молодой партии банально не будет и средств, и сил. С моей точки зрения, все эти изменения, которые нам «впаривают» как очень демократические, никакого отношения к ответственности депутатов перед избирателем не имеют. Мы получим просто новый виток, но уже других схем».

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

«Гражданская сеть ОПОРА» среди минусов называет то, что Избирательный кодекс ослабляет влияние избирателей на продвижение кандидатов в избирательных списках проходных партий. «Для продвижения к верхней части регионального списка кандидатов необходимо набрать не менее 25% национальной избирательной квоты… Если же избиратели отказываются от персонифицированного голосования, кандидатам от проходной партии будет сложно преодолеть установленный барьер, – поясняют эксперты. – В таком случае депутатские мандаты будут распределяться по очередности, определенной партией, и система на практике будет работать по аналогии закрытой пропорциональной».

Также эксперты считают, что новая форма избирательного бюллетеня не способствует персонифицированному голосованию избирателей за конкретных кандидатов.

«Избиратель поддерживает весь список партии и факультативно может проставить порядковый номер кандидата от этой партии в конце текста всего бюллетеня. Необходимость дважды проставить отметки и неудобное расположение места для номера конкретного кандидата де-факто стимулирует избирателей к сохранению практики голосования за закрытые партийные списки, – поясняют в «Гражданской сети ОПОРА». – Избиратели будут голосовать только за партию – и обходить вниманием или уклоняться от поддержки конкретного ее представителя».

Избирательный кодекс Украины: продолжение следует

Комитет по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства, хоть и рекомендовал Избирательный кодекс к принятию (и его приняли), признал, что кодекс не идеален, «в нем есть вещи, которые надо исправлять». Нардепы пообещали вернуться к совершенствованию кодекса в феврале 2020 года. «Гражданская сеть ОПОРА» уже заявила, что будет настаивать на инклюзивности и публичности этого процесса.

По мнению Виктора Тарана, принятый документ нельзя назвать «зрадой» или «перемогой». И борьба за действительно честный и прозрачный Избирательный кодекс продолжается.

«Принятый Избирательный кодекс однозначно требует доработки, – подчеркивает политолог. – В частности, усиления ответственности за подкуп избирателей (ряд экспертов предлагает принять законопроект об обеспечении неотвратимости наказания за преступления, связанные с выборами, – ред.). Также нужно уменьшить влияние политической рекламы, заменив ее на дискуссионные форматы в эфирах ток-шоу. Однозначно нужно увеличить срок агитации, хотя бы до двух с половиной месяцев. Как видим, для преодоления политической коррупции недостаточно принять закон с красивым названием «открытые списки». Нас ждет много работы, ведь если не исправить недоработки, то все проблемы останутся, и мандаты преимущественно будут получать те, у кого больше средств. А значит, коррупция и дальше будет царить на политическом Олимпе страны».