ХУЖЕ, ЧЕМ В АФРИКЕ. ЧТО НЕ ТАК С УКРАИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

FavoriteLoadingзакладки →

Украина тратит на образование 6% ВВП. В Европе – этот показатель 4,4%. Куда деваются деньги?

Всемирный банк представил масштабный отчет на 130 страницах по результатам комплексного исследования реформы образования Украины, которое проводил на протяжении последних месяцев. На презентации исследования присутствовала и министр образования и науки Украины Анна Новосад. «ДС» рассказывает о цифрах и фактах, которые нас впечатлили.

Отчет Всемирного банка под названием «Исследование сферы образования в Украине: к большей результативности, справедливости и эффективности» показал, что в настоящее время уровень образования среднестатиcтического украинца превышает уровень образования, к примеру, американцев или немцев. Эксперты отметили, что у нас более 80% людей имеют высшее образование, что на 12% больше, чем в Европе. Однако уровень функциональной грамотности среди взрослого населения Украины отстает от показателей других стран. Это говорит о низком качестве получаемых знаний, а также о том, что наши познания и навыки, называемые «человеческим капиталом», не соответствуют тому, что написано в наших дипломах. Так, согласно представленному отчету, взнос человеческого капитала в национальное достояние Украины составляет всего 34% от общего. Для сравнения: в странах с низким уровнем дохода данный показатель составляет 41%, в странах Европы и Центральной Азии — 62%, а в среднем по миру — 64%.

Куда деваются деньги

Ежегодно Украина тратит на образование 6% ВВП, что значительно больше по сравнению со странами Организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР (4,4%). Куда деваются деньги и почему они тратятся настолько неэффективно, иностранные эксперты так и не поняли. Министр образования и науки Украины Анна Новосад заявила, что в декабре этого года ее ведомство должно получить еще одно исследование, которое покажет, как и куда именно тратятся деньги. Однако уже сейчас понятно, что средства распределяются очень неравномерно — к примеру, по словам Новосад, на одного школьника в городе государство тратит 20 тыс. грн в год, а в некоторых районах сельской местности это цифра составляет всего 1 тыс. грн. Как министерство будет исправлять ситуацию, пока неясно. 

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Дошкольное образование

Нанятые Всемирным банком эксперты отметили, что дошкольное образование в Украине находится в ужасном состоянии. В некоторых сельских местностях детских садов нет вообще, между тем именно дошкольное образование влияет на то, как ребенок будет учиться в дальнейшем. Анна согласилась, что проблема действительно существует — сегодня только 56% детей в селах ходят в детсады. В городах этот показатель несколько выше, но тоже далек от необходимого.

Среднее образование

Согласно отчету каждый украинский школьник почти три года всего учебного времени тратит впустую, тем самым подтверждая мировую тенденцию, сложившуюся в сфере обучения: ходить в школу — не значит учиться. Сегодня сотни миллионов детей по всему миру вступают во взрослую жизнь, не имея самых базовых навыков, например, умения правильно посчитать сдачу после покупки, прочитать рецепт врача или разобраться в автобусном расписании, не говоря уже о построении успешной карьеры или обучении своих детей. Пока у нас таких проблем нет, но если реформа даст сбой, они начнутся. 

Среди других проблемных моментов эксперты отметили неравность доступа к среднему образованию, разрыв в качестве обучения среди учеников городских и сельских школ, а также меньшую вероятность поступления выпускников сельских школ в заведения высшего образования. Как свидетельствуют результаты ВНО этого года, ученик из сельской местности имеет едва ли не вдвое меньше шансов поступить в вуз, нежели его городской сверстник.

Педагоги. Компетентность=зарплата

Западные эксперты отмечают, что кризис обучения по своей сути является кризисом преподавания. Чтобы ученики могли учиться, им нужны хорошие учителя. Данные Всемирного банка свидетельствуют о том, что уровень подготовки украинских педагогов, работающих в НУШ, оставляет желать лучшего. Это притом что в Украине на одного учителя приходится лишь 11 учеников, тогда как в странах ОЭСР этот показатель в среднем составляет 13,1. Ответ на вопрос «Почему же так происходит?» лежит на поверхности. Компетентность преподавателей равна их заработной плате. Министр признала, что ныне самый болезненный вопрос реформы — это заработная плата учителей. «Качество образования напрямую зависит от их компетентности. А ожидать высокого профессионализма от людей, которым платят меньше 120 евро в месяц, невозможно», — сказала Новосад. Также она отметила, что МОН совместно с Министерством финансов пытаются урегулировать этот вопрос.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Высшие учебные заведения

На высшее образование в Украине тратят 1,5% ВВП, что довольно много по сравнению с другими странами. И куда деваются деньги опять же непонятно. Эксперты считают, что причина может крыться в довольно раздутой системе вузов. Для такой страны, как Украина, огромное количество высших учебных заведений попросту не нужно, так что эксперты советуют подкорректировать их количество в соответствии с потребностями экономики страны. Также во Всемирном банке констатируют, что около половины украинцев не верят, что получение среднего образования предоставляет каждому одинаковые возможности обучаться бесплатно в вузах, а 70% жителей нашей страны считают, что коррупция в высшем образовании очень распространена. Кроме того, в исследовании отмечено, что в Украине наблюдается разрыв между образованием и занятостью, особенно среди молодых выпускников вузов. Так, 40% работодателей не довольны тем уровнем знаний, который имеются у студентов после получения диплома.

Новосад согласилась с выводами экспертов и признала, что сеть высших учебных заведений действительно требует модернизации. «Мы тратим огромные деньги на содержание этих вузов, но не можем сказать, что качество образования нас устраивает» — считает она. В ближайшее время министерство займется оптимизацией их финансирования.

Итоги

Кроме самого отчета, эксперты Всемирного банка представили и свои рекомендации. Они советуют распространить на весь сектор, особенно в системе высшего образования, видение концепции «Новой украинской школы» (НУШ), которое основано на компетенциях и ориентировано на учащихся. А также рекомендуют направить ресурсы, выделяемые государством в более успешные вузы и повысить заработную плату воспитателям и педагогам, а также предоставить им возможности для карьерного развития. Еще эксперты советует обеспечить эффективную обратную связь. «В частности, в украинских школах нет общегосударственных программ профессиональной ориентации, что затрудняет выбор будущей профессии и учебного заведения. Для решения этой проблемы важно разработать национальную программу предоставления услуг консультаций и ориентации», — рекомендуют специалисты Всемирного банка. 

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Нам же остается надеется, что МОН примет к сведению рекомендации Всемирного банка.