Грантоедское скотство в трудовых отношениях

FavoriteLoadingзакладки →

То, что пришедшие к власти «новые светлые лица», якобы «не испорченные проклятым советским прошлым», будут, аж выпрыгивая из штанов, стараться уничтожить остатки советского трудового законодательства в виде многократно покалеченного, но все еще в значительной мере советского Кодекса законов о труде (КЗоТ), было ожидаемо с самого начала. Тем более что с самого начала были и соответствующие поползновения новой зе-власти, о чем уже приходилось писать.

Но сейчас вопрос не только в том скотстве, который грантоедская шушера из так называемого правительства пытается протащить в виде «реформы трудового законодательства». Вопрос также в том, как именно эта шушера это делает путем манипуляций, мошенничества, введения в заблуждение.

В СМИ появилась информация, что правительство «самокатчика» а в спешном порядке готовит новый вариант трудового законодательства, чтобы принять его по ускоренной процедуре. Для этого, в соответствии с требованиями регламента, количество статей в документе якобы резко сократили. Спешность изготовления нового трудового законодательства, являющегося одним из важнейших в правовой системе любой нормальной страны, может позавидовать той спешке, с которой продвигается купля-продажа земли. Очевидно, как и на срочную распродажу земли, со стороны внешних кредиторов существует срочный заказ, который грантоедская публика у власти спешно выполняет, отрабатывая старые бонусы и нарабатывая новые.

Важнейшей особенностью такого, с позволения сказать, законотворчества является и то обстоятельство, что правительство долгое время прячет проект норматива. Проводить его общественные обсуждения в профсоюзах, среди экспертов, в СМИ и обществе вообще, похоже, зе-власть не собирается. Существуют только анонимные «сливы» информации в СМИ, которые позволяют составить картину того, что именно пытаются протащить и как это делается.

Если кратко описывать суть намечаемых «реформ», то предлагается сократить отпуска и больничные, упростить процесс увольнения работников, в том числе — что особо важно! — инвалидов, лиц предпенсионного возраста, а также беременных женщин и матерей, находящихся в декретном отпуске. Словом, так: вам не нравилась проклятая позднесоветская власть с ее трепетным отношением к беременным, детям, инвалидам, лицам пожилого возраста и вообще к трудящимся (каковым многие, честно говоря, злоупотребляли), ну так получайте либерастию во всей красе, которая выбросит на помойку весь — пардон за цинизм! — балласт, оставив только молодых и здоровых, желательно для низкоквалифицированного труда, за исключением пары сотен айтишников, которые будут на аутсорсинге клепать компьютерные игры для деградирующего обывателя с прогрессирующей компьютерно-игровой зависимостью.

Важный момент состоит еще и в том, что нынешний Трудовой кодекс, напичканный «пережитками проклятого советского прошлого», тоже очень и очень часто не выполняется, о чем далее. Но он хотя бы позволяет хоть как-то и хоть где-то отстаивать свои права на различных уровнях, вплоть до европейских судов. Сейчас такой возможности наемный труд хотят лишить окончательно и навсегда под дежурные разговоры о том, что действующий КЗоТ, дескать, «отпугивает инвесторов».

Украина долгие годы пыталась привлечь инвесторов широко разрекламированными «дешевыми трудовыми ресурсами». В результате вместо инвестиций имеем, в лучшем случае, возврат в страну малой толики ранее вывезенного в офшоры, трудовая миграция зашкаливает, и работать в стране уже некому, а она деградировала окончательно, почти утратив промышленность, и теперь остается еще только землю распродать.

Кстати, разговоры об устарелости КЗоТ, основное тело которого было принято еще в 1970-х годах, а потому он, дескать, не отражает современные трудовые отношения, это тоже циничная ложь. В послесоветское время в кодекс были внесены сотни поправок. Но в целом — таки да! — в трудовых отношениях Украины действительно очень часто царит беспредел, который грубо нарушает действующий пока еще КЗоТ, а потому очень многие хотели бы этот норматив похерить, чтобы привести реальный беспредел к действующим нормативным требованиям. Именно такие цели и преследуют все эти «реформы трудового законодательства». А болтовня об отсутствии в КЗоТ норм обо всех этих аутсорсингах и фрилансингах есть чушь полная, поскольку, во-первых, эти пробелы можно ликвидировать путём внесения нескольких правок, а во-вторых, кодекс уже предусматривает трудовые отношения на основе гражданско-правовых договоров, что в целом вполне можно «натянуть» и на фрилансеров с аутсорсерами.

Точно то же можно сказать о болтовне, каковой отметился и «премьер-самокатчик» Гончарук, что, дескать, у нас невозможно уволить работника. Во-первых, незаконные увольнения происходят повсеместно и по нарастающей, особенно в малом бизнесе. Во-вторых, очень забавно слышать такое от Гончарука, который ударно трудился в грантоедском офисе, получая львиную долю дохода от западного гранта как предприниматель на упрощенной системе налогообложения, чтобы лишних налогов не платить. И теперь это «оно» учит нас жизни?!

DOSSIER →   Шуляк рассказала о наиболее коррупционных услугах в сфере строительства и как это изменить

Кроме того, так называемые реформы преследуют цель полностью отстранить профсоюзы от участия в трудовых отношениях. В развитых странах подобная постановка вопроса вызвала бы грандиозный скандал. Правда, у нас профсоюзы являются, мягко говоря, неадекватными. Но ведь когда-нибудь могут появиться и адекватные, а потому делается все, чтобы их возможную роль максимально снизить, а еще лучше избавиться от возможных проблем с профсоюзами вообще.

Первоначально проталкиванием норматива занималась некто Галина Третьякова, глава Коминта Рады по социальной политике. Но нахрапом протащить не удалось. Когда стало понятно содержание норматива, поднялся скандал, после которого ОПЗЖ и «Батьківщина» подали два похожих альтернативных законопроекта № 2410 и № 2410-1, направленных на максимальную защиту прав наемных работников. В результате принять в «дурборежиме» провластный, точнее, грантоедский норматив без рассмотрения альтернативных проектов уже не получится, а это ведет к затягиванию рассмотрения вопроса, а также навязыванию дискуссии в обществе, что само по себе хорошо.

Поэтому начали предприниматься попытки протащить проект в качестве правительственного. Причем желательно, чтобы он даже имел название не Трудового кодекса, а как-нибудь по-грантоедски неадекватное, например, что-то типа «закона о труде».

Главным, как нынче модно говорить, промоутером «реформы» трудовых отношений стал скандально известный министр экономики Тимофей Милованов. Он стал проталкивать новый норматив с характерным либералистическим цинизмом, которому позавидовали бы даже «железные сталинские наркомы», конечно, если бы они вдруг превратились в либерастов. ктерно, что сие проталкивание происходит в правительственных структурах, причем с огромным трудом, поскольку далеко не все чиновники в правительстве являются настолько упоротыми, чтобы визировать и согласовывать, пардон, херню, которая противоречит Конституции и целому ряду нормативных документов Международной организации труда (МОТ), к каковым Украина давно присоединилась, сделав их неотъемлемой частью трудового законодательства.

Как именно происходит такое проталкивание, хорошо написал известный в сети «блогер-анархист» Михаил Чаплыга на своей странице в Фейсбуке. «На прошлой неделе диким темпом развивались закулисные терки правительства Зеленского по введению рабства в Украине. Срочно, по указанию Зеленского, некто Милованов ставит задачу своим шестеркам написать текст нового Трудового Кодекса (звучит как проект закона о труде). Шестерки от а делают перевод подсунутого им в МВФ текста. Этот текст Милованов шлет в МинСоц с требованием (от имени президента) стать официальными авторами проекта, где в переходных положениях вообще отменяют профсоюзы! МинСоц (к чести министрессы), прочитав это, категорически отказался это подписывать! Тогда Милованов решает, что пусть  МинЭкономики это сделает. Но! Сотрудник, которому дали текст… написал докладную, в которой речь шла о том, что он не готов ставить свою подпись под тем, что перечеркивает надцать статей Конституции! Тогда Милованов дает этот текст какому-то в.о. ГосСекретаря МинЭкономики. Тот вообще ни в зуб ногой в этих темах. Ставит подпись, и теперь уже за авторством Минэкономики проект рассылают по министерствам на согласование. На этот раз Минсоц нагибают, и Минсоц умывает руки… авторство ж не их. Они визируют. Минюст еще определенное время решал, как поставить подпись под тем, что противоречит Конституции. Текст Милованова состоит из 99 статей. Весь Трудовой Кодекс они уместили в 99 статей! Где только в одной статье косвенно упоминается право на коллективную защиту трудовых прав! В переходных положениях отменяют закон о профсоюзах», — забавно пишет анархист Михаил Чаплыга, он же политолог и правозащитник.

Трудно сказать, насколько можно доверять такому инсайду, но шестое чувство подсказывает, что примерно так оно и было, особенно если учесть повадки грантоедской публики, которая теперь рулит страной. Недавно, напомним, так называемый министр юстиции и бывший грантоед по фамилии Малюська в своем рабочем кабинете уселся на стол с ногами, сфотографировал это впечатляющее зрелище и радостно вывесил фото в Интернете.

Правда, среди депутатов из числа «слуг народа» растет обеспокоенность тем, что подобные упражнения на тему реформаций трудовых отношений могут обвалить рейтинг их так называемой партии до нуля и даже ниже. Из этого следует, что протащить норматив через парламент в «дурборежиме» едва ли получится, что уже хорошо.

В тех проектах норматива, которые гуляют в сети, нормальное постоянное трудоустройство в нашем понимании отсутствует в принципе как таковое. Предлагается так называемая американская система трудовых отношений, согласно которой каждый работник в индивидуальном порядке оговаривает условия и заключает контракт. Вообще, все трудовые отношения планируется перевести на индивидуальные контракты разного типа — бессрочные, краткосрочные, с фиксированным или нефиксированным рабочим временем, временные для стажировки, прочие. Это позволит, например, посредством краткосрочного контракта держать работника в постоянном напряжении угрозой увольнения. Самое забавное, что все это де-факто давно существует, но сейчас эту практику хотят узаконить де-юре. Еще забавнее то, что работодатели, работающие в реальной экономике, например, занимающиеся производством, уже криком кричат о прогрессирующей нехватке трудовых ресурсов, особенно квалифицированных и с нормальными морально-деловыми качествами, по причине демографии и катастрофических объемов выезда на заработки за кордон. Поскольку наш рынок труда в плане оплаты еще долго не сможет конкурировать даже с Польшей, не говоря уже о более богатых государствах, то обрезание остатков советских социальных гарантий окончательно отвратит от труда в своей стране всех, кто в состоянии выехать. В Польше, конечно, труд заробитчан тоже бесправный, каким его окончательно хотят сделать в Украине, но в Польше хотя бы платят больше. В этих условиях политика грантоедской власти является просто неадекватной, впрочем, тот же Милованов, как известно, в своей неадекватности признавался публично.

DOSSIER →   Агроэкспортерам нужно диверсифицировать рынки сбыта, не дожидаясь ограничений ЕС - Минагрополитики

Нам глубоко плевать на Милованова, также на тех депутатов от «слуги народа» типа Бужанского, которые подняли вой по поводу того, что подобные нормативы обвалят рейтинги их так называемой партии. На партию эту нам тоже плевать. Но что будет со страной, в которой вообще некому будет работать?

Срочные договоры сроком на пять лет планируется заключать с работниками бюджетной сферы, то есть медиками и педагогами с их копеечной зарплатой, а также с журналистами, менеджерами компаний, членами наблюдательных советов. Но это хотя бы 5 лет…

Наиболее популярными, надо полагать, будут короткие контракты сроком на два месяца и сезонные контракты, позволяющие выставить работника за дверь в любой момент. Возможны досрочные разрывы трудовых отношений по разным причинам, например, медицинского характера. Отношения будут прекращаться на время учебы работника.

Вообще, предлагаемые новации изобилуют подробностями, позволяющими увольнять работников быстро и без особых проблем. Одной из «веских» причин, например, может быть «собственная инициатива работодателя». Вот так: сегодня «по пьяни» принял человека на работу, а на утро «с бодуна» уволил. Это у нас такое нормотворчество.

Правда, сначала говорится, что причину увольнения объяснять не надо, но следует уведомить работника за 15 дней, если до этого проработал до полугода, или за 30-90 дней, если проработал до 10 лет. Но затем сделана оговорка, что вместо предупреждения может быть выплачена денежная компенсация. Что характерно, не указано, какая именно, Ну, то есть, можно выплатить 10 гривен и уволить хоть завтра! И опять, это такое нормотворчество теперь?

Согласно действующему КЗоТ об увольнении или сокращении следует предупредить работника за 2 месяца, а если увольнение происходит по причине, от работника не зависящей, то следует выплатить компенсацию в размере двойного оклада.

Откровенно говоря, действующая норма тоже далеко не блестящая, если учесть повсеместную «серую» зарплату, когда официально платится «минималка», а остальное сверху «в конверте», и этот конверт при увольнении вполне могут не дать. Многие работодатели уже давно игнорируют трудовое законодательство, и главным рычагом влияния является как раз тот самый «конверт», который могут дать, могут не дать, а могут резко снизить его содержимое, и в результате работник уйдет сам, поскольку за «минималку» мало кто станет работать.

Но такая норма хоть как-то держит в узде трудовые отношения, а указанные новации приведут к окончательному беспределу, которого и так хватает с избытком.

К стандартным причинам увольнения в связи с нарушениями трудовой дисциплины, трудового договора, прогулами и так далее добавляется увольнение в связи с длительной болезнью, даже если она документально подтверждена. Уволить в связи с реорганизацией и ликвидацией могут и ныне «неприкасаемые» категории работников, например, женщин в декрете, инвалидов и так далее. Такая практика процветает и сейчас, но незаконно, а теперь ее хотят узаконить.

Предлагается также норма о том, что в случае несогласия работника подписывать контракт на навязываемых ему условиях он автоматически увольняется в одностороннем порядке работодателем.

Предлагается также новация в виде трудовых контрактов с нефиксированным рабочим графиком. При этом общепринятая норма о 8-часовом рабочем дне, за который в свое время революции свершались, в различных вариантах норматива является скорее рекомендационно-опционной. То есть рабочий день может быть любым, и мы рискуем вернуться к мрачным временам, описанным в творчестве Чарльза Диккенса и в «Капитале» Карла Маркса. Это в ХХІ веке-то.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Правда, говорится, что отдых между сменами не может быть меньше, чем 12 часов. Из чего прямиком следует, что 12-часовой рабочий день может стать «нормальным» явлением (смотри выше о творчестве Маркса и Диккенса). Есть, впрочем, еще одно ограничение о том, что у одного работодателя договоров с ненормированным рабочим графиком может быть не более 10%. Очевидно, бюджет будет содержать специальную инспекцию, дабы вести учет этих процентов.

Предполагается, что введение предлагаемых новаций будет сопровождаться тотальной отменой всего нормативного массива, связанного с трудом и заработной платой, то есть, кроме КЗоТ, будут отменены законы «Об оплате труда», «Об отпусках» и другие, а также закон «О профсоюзах».

Особенностью новаций является фактически полное исключение профсоюзов из трудовых отношений. Правда, профсоюзы у нас давно выродились, коррумпировались и/или находятся под контролем олигархов. Но все же, профсоюзы во всем цивилизованном мире являются важной стороной трудовых отношений и важным элементом системы защиты прав наемного труда.

Зато предлагается создание какой-то «национальной службы посредничества и примирения», некоего государственного органа, который будет разрешать трудовые конфликты, то есть еще одной бюрократической структуры, которая будет финансироваться из бюджета и находиться под контролем олигархического государства, выражая интересы экономически господствующего класса, то есть крупного капитала, грантодателей-грантоедов, внешних кредиторов и так далее. Не говоря уже о том, что у нас ныне есть какая-то «инспекция по труду», Министерство социальной политики, фонд занятости и еще куча разных контор, а люди едут работать за границу. А еще у нас есть правоохранители и «самые честные суды»…

Указанная «служба примирения» будет готовить каких-то арбитров и посредников для разрешения конфликтов. Если честно, но какой-то грантоедский бред…

Правда, у работодателей есть свои резоны. Они вполне справедливо возмущаются тем, что нынешние нормативы, например, заставляют их держать 4% рабочих мест для 10 категорий народонаселения, которые имеют право на приоритетное трудоустройство, а в случае нарушения этих норм платить немалые штрафы вместо тратить эти деньги на учебу и переквалификацию персонала. Возмущение вполне обоснованно, но возникает вопрос: как много в реальности денег тратится на обучение? и что это за обучение — новомодные тренинги/коучинги по личностному росту для «впаривания фуфла лохам», да еще с целью «отката» от платы за этот тренинг? Подготовка квалифицированного мастера и инженера — это долго и дорого, это требует производственной и научно-технической базы, которых уже давно нет, поскольку все давно разворовано и раздерибанено. А в объявлениях о наборе персонала только и видно, что требуются работники с большим опытом работы, которому неоткуда взяться, потому что его негде обрести. Словом, все это очень непросто в ситуации, когда в последние 30 лет в стране ничего не создавалось, а имели место лишь воровство и извлечение наживы из всего, что можно…

Напоследок повторим, что нынешние нормативные требования уже давно и успешно игнорируются, а предлагаемые новации направлены на то, чтобы узаконить этот беспредел.

Этот беспредел давно является обыденным явлением в так называемом малом бизнесе, а часто и в среднем тоже. Но в крупных корпорациях, на государственных предприятиях и в учреждениях существующие нормы трудового законодательства вынуждены более или менее исполнять. Чиновникам, крупному олигархическому бизнесу эти правила все более мешают жить, равно как они очень не нравятся предполагаемым иностранным инвесторам, заход которых в Украину — чаще всего миф или просто пустая болтовня. Это тоже одна из причин судорожных попыток провести срочные «реформации» в сфере трудовых отношений.

Еще раз повторим: это попытка узаконить существующий беспредел и дать этому беспределу возможность развиваться далее. Результатом станут дальнейшая деградация страны, утрата ею остатков квалифицированных и мотивированных трудовых ресурсов, люмпенизация и развал социальной сферы.