Газ и не только: чем живет энергетическая отрасль Украины

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Развитие отечественного нефтегазового сектора в 2019 году и прогнозы на 2020-й

2019-й отличился для украинской нефтегазовой отрасли и энергетического сектора несколькими важными событиями. В частности, впервые за несколько лет были проведены аукционы по продаже специальных разрешений на пользование недрами и конкурсы на заключение соглашений о разделе продукции (СРП) по многочисленным нефтегазоносным участкам; состоялся запуск информационной платформы украинского оператора газотранспортной системы (Оператор ГТС); благодаря изменениям в законодательстве иностранные компании получили возможность использовать режим таможенного склада для хранения и торговли природным газом в украинских хранилищах с освобождением от налогов и таможенных сборов; впервые за 15 лет состоялся экспорт украинского природного газа; завершено отделения Оператора ГТС, а также продолжается внедрение мер по повышению эффективности газотранспортной системы и газовых хранилищ. В целом сектор продемонстрировал положительную динамику.

Чего ждать в дальнейшем от развития добывающего сектора, рынка природного газа, а также об усилиях правительства, направленных на повышение привлекательности отрасли для иностранных инвесторов, специально для Mind анализируют Владимир Кольвах и Анатолий Долуденко – соответственно старший юрист и юрист международной юридической компании CMS.

Что изменилось в добывающем секторе в прошлом году?

Несмотря на малое количество аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами в течение последних лет, создалось впечатление, что государство не стремится увеличивать внутреннюю добычу углеводородов. В частности, из нетрадиционных месторождений на суше, месторождений на континентальном шельфе и в исключительной (морской) экономической зоне Украины, как это было предусмотрено в Энергетической стратегии Украины до 2035 года.

Казалось, что ситуация изменится в 2019 году, после того как в декабре 2018-го Кабинет Министров опубликовал решение о проведении конкурсов на заключение и исполнение СРП по 12 крупным участкам на суше. Эта новость, которой также предшествовало объявление о проведении ряда аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами через публичную платформу электронных аукционов Prozorro.Sales, заинтересовала даже некоторых крупных международных нефтегазовых игроков.

Однако несмотря на то, что правительство выполнило свои обещания, отрасль в целом должна усвоить полезные уроки.

Бесспорно, СРП остается одним из самых привлекательных инструментов для недропользования в Украине. Даже несмотря на то, что ни одно из ранее заключенных СРП не принесло желаемых плодов, подвел отнюдь не ее механизм. В отличие от обычного режима выдачи специальных разрешений на пользование недрами, которые часто являются более выгодными с точки зрения налогообложения (недавно проведенные конкурсы по заключению СРП продемонстрировали, что инвесторы готовы соревноваться даже при менее 70% прибыльной продукции с определенных участков), СРП обеспечивает лучшую стабильность и дает возможность эффективно организовать деятельность. Эти факторы играют решающую роль в больших проектах, которые реализуются с нуля и имеют крайне ограниченные данные по геологии; то есть подобные тем, которые сейчас предлагаются в Украине.

В то же время важно понимать, что СРП не является быстрым решением ни для инвесторов, ни для государства. Следовательно, их реализация может потребовать много времени – от определения участка до завершения переговоров по хорошо сбалансированному соглашению. И предоставить достаточно времени международным лидерам в нефтегазовой отрасли на изучение предложенных проектов и подачу конкурсных предложений – это в интересах государства.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

Почему инвесторы не спешат?

По той или иной причине, но международных игроков, принявших участие в конкурсе на заключение СРП по девяти участкам в мае, было немного. Еще один конкурс по большому морскому участку общей площадью 9496 кв. км (участок «Дельфин») был отменен из-за того, что качество участников, среди которых было мало международных игроков, не соответствовало ожиданиям государства.

Как результат, правительство продолжило предельный срок подачи конкурсных предложений по трем участкам недр на три месяца (до 4 февраля 2020 года) и рассматривает возможность повторного проведения конкурса по участку «Дельфин» в марте 2020 года.

Что касается аукционов по продаже специальных разрешений, то в 2019 году Государственная служба геологии и недр Украины провела их впервые за несколько лет, предложив 34 нефтегазоносных участка сроком на 20 лет для геологического изучения и добычи. Однако из 19 участков 14 специальных разрешений получило Государственное предприятие «Укргаздобыча» (УГВ) и только одно специальное разрешение – украинское дочернее предприятие международной нефтегазовой компании.

Такой низкий интерес со стороны международных игроков только частично объясняется несовершенной инвестиционной средой. Более существенными причинами видятся недостаток информации об участках недр, недостаточное время для подготовки к аукционам и недостатки процедуры проведения аукционов, которые не позволяют иностранным компаниям участвовать в аукционах направления.

Каких изменений ожидает отрасль в 2020-м?

Но в конце концов государство сделало тот необходимый шаг, который может дать отрасли шанс на дальнейшее развитие с 2020 года. Для закрепления этого успеха законодательная и регуляторная работа должна быть сосредоточена по крайне мере на следующем: на совершенствовании регулирования СРП, в частности механизма конвертации обычных специальных разрешений в СРП (если конвертация оправдана); совершенствовании порядка проведения аукционов по продаже специальных разрешений; принятии нового Кодекса о недрах для создания таких новых инструментов для отрасли, как возможность уступки, передачи, в том числе в аренду и залог, специальных разрешений; введении договоров совместного участия и отступления доли в проектах и т. д., а также на внедрении признанных в мире стандартов нефтегазовой отрасли, таких как принципы оценки запасов.

Налоговая политика также должна оставаться стабильной, особенно в отношении проектов, направленных на интенсификацию добычи отработанных и истощенных месторождений.

В то время как обычный темп добычи из традиционных продуктивных пластов составляет 30%–40%, новые технологии имеют высокий потенциал к увеличению его эффективности. Например, уже сейчас в Норвегии рабочие объемы добычи достигают 50%, и этот показатель может составить 60% в течение следующих пяти лет благодаря применению цифровых технологий нефтегазовой отрасли.

Если говорить о цифровых технологиях, их внедрения на институциональном уровне также ожидают с нетерпением. Новоназначенный председатель Государственной службы геологии и недр Украины уже объявил о планах ввести электронный документооборот. В частности, создать персональные онлайн-кабинеты недропользователей, что должно помочь в соответствии с недавно принятым Законом Украины «Об обеспечении прозрачности в добывающих отраслях» (соответствует Инициативе прозрачности добывающих отраслей) повысить прозрачность как бизнеса, так и государственного администрирования отрасли.

Долгожданная реформа в Государственной службе геологии и недр Украины продолжится с введением системы единого окна для получения разрешительных документов, представлением программ работ и отчетов, а также упрощением доступа к геологической информации. Некоторые из соответствующих законодательных инициативах уже приняты и теперь должны быть внедрены на практике. Государственная служба геологии и недр Украины также представила Инвестиционный атлас недропользователя, который содержит базовую информацию об участках недр, выделенных для следующих аукционов.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ

В общем прогноз на 2020 год выглядит оптимистично. В то же время, проводя новые аукционы по продаже специальных разрешений и внедряя другие изменения, государство все же не должно забывать о своих текущих обязательствах по завершению работы, начатой в 2019 году. На самом деле завершение переговоров по СРП станет лакмусовой бумагой для многих международных игроков, внимательно наблюдающих за Украиной.

Чем живет рынок природного газа?

Рынок природного газа Украины зародился в сложные для страны времена. Он был вынужден появиться быстро и при противодействии различных участников, которые либо не успевали за жесткими сроками, либо не хотели реформировать привычную для них практику. В 2019 году регуляторная база стала более стабильной и предсказуемой после того, как оператор ГТС в полном объеме ввел онлайн-платформу обмена информацией для обеспечения «суточного балансирования» (то есть определения разницы между закачкой и отбором газа в/из газотранспортной системы по отношению к каждому пользователю).

Суточное балансирование было введено постановлением Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, (Регулятором) от 27 декабря 2017 года №1437, которое должно было вступить в силу еще 1 августа 2018 года. Однако этот момент несколько раз откладывали из-за неготовности информационной платформы, в результате чего суточное балансирование было запущено только 1 марта 2019 года.

Что достигается с помощью суточного балансировки? Оно позволяет трейдерам и поставщикам эффективнее управлять своими газовыми портфолио, уменьшить стоимость банковских гарантий, которые требует Оператор ГТС, упростить торговлю на виртуальных торговых точках (ВТП) и в хранилищах, а также предоставлять Оператору ГТС в шесть раз более точные данные о небалансах в системах.

Однако суточное балансирование не решило вопросы платежной дисциплины за негативные небалансы, а также несанкционированных отборов газа из газотранспортной системы операторами газораспределительных систем на собственные технологические нужды.

Кроме обычных торговых операций на ВТП и в подземных хранилищах, проводимых украинскими резидентами, в 2019 году украинскими газовыми хранилищами активно пользовались нерезиденты для хранения и торговли газом в режиме таможенного склада (РТС).

Согласно Таможенному кодексу Украины, иностранные товары могут храниться в РТС на таможенной территории Украины под таможенным контролем до 1095 дней с условным полным освобождением от обложения таможенными платежами (в частности, импортным НДС по ставке 20% и ввозной пошлиной). По истечении установленного законодательством срока, такой природный газ должен быть помещен в другой таможенный режим (например, в таможенный режим импорта с уплатой соответствующих таможенных платежей или таможенный режим реэкспорта с вывозом за пределы таможенной территории Украины).

По данным оператора газохранилищ Украины («Укртрансгаза») по состоянию на конец сентября 2019 года в украинских газохранилищах содержалось 2,4 млрд куб. м природного газа, который хранился нерезидентами в РТС. Хотя регуляторный режим существует еще с 2007 года, хранение и торговля газом в РТС стали доступными для европейских компаний только с 1 января 2019-го, когда Регулятор уменьшил в два раза тарифы для точек входа и утвердил тарифы для точек выхода из украинской газотранспортной системы через межгосударственные точки соединения Берегдароц (Венгрия), Будинце (Словакия), ович (Польша), Лиманское (Румыния) и Орловка/Исакча (Румыния).

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

С утверждением тарифов для точек выхода несколько украинских компаний также протестировали экспортные возможности на малых объемах природного газа. Это стало первым успешным экспортом газа из Украины за последние 15 лет и продемонстрировало, насколько развитой стала регуляторная база за относительно короткий период времени. На 2020–2024 годы Регулятор утвердил новые тарифы для точек входа/выхода, которые дополнительно устанавливают льготные ставки на транзит природного газа между внутренними точками входа и точками выхода и транспортировки до/из газохранилищ для хранения газа в РТС, а также для ряда новых межгосударственных точек соединения, в частности Большие Капушаны (Словакия).

Что еще предстоит сделать?

Впрочем, газовый сектор Украины еще рано относить к развитому рынку, ведь большинство трейдинга проводится по двусторонним соглашениям вместо использования соответствующих товарных бирж. Из-за законодательных ограничений или отсутствия необходимого регулирования, те немногие еще функционирующие газовые биржи предлагают лишь ограниченные инструменты для торговли.

Если государство хочет достичь прозрачного ценообразования, добросовестной конкуренции, открытого доступа и ликвидности на газовом рынке, оно должно сделать следующее: ввести механизм ликвидационного неттинга, позволить Оператору ГТС закупать газ в режиме реального времени (а не через публичные закупки) для эффективного балансирования, создать рынок деривативов, стимулировать участников газового рынка торговать на бирже и внедрить стандарты отчетности REMIT для внебиржевой торговли.

В свою очередь участники газового рынка должны продвигать торговлю по стандартизированным и прозрачным правилам. С 2015 года Рамочный договор EFET является одним из основных инструментов для международной торговли природным газом и эта практика должна быть также введена и для внутренней торговли.

Хотя Рамочный договор EFET должен быть адаптирован к украинским реалиям (например, необходимо адаптировать положения о ликвидационном неттинге, европейские рыночные подходы к возмещению убытков (market-to-market), принципы исчисления сумм, подлежащих уплате при прекращении договора, ввести в него акты приема-передачи), ключевые игроки уже ввели ряд элементов EFET в своих внутренних договорах купли-продажи и поставок природного газа.

Также важно отметить, что Украина уверенно движется в направлении рыночных цен для бытовых потребителей и производителей тепловой энергии, что также является одним из условий ликвидного рынка. С 1 января 2020 года цена на газ, поставляемый НАК «Нафтогаз» в рамках специальных обязательств, устанавливается на основании средней цены на газ для промышленности НАК «Нафтогаз». Ограничение максимального размера маржи прибыльности поставщиков газа бытовым потребителям на уровне 2,5% прекращает действовать 1 мая 2020 года.