Эксперт назвала коррупционные риски антикоррупционного закона

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

В документе остались нормы, способные заблокировать процедуру изобличения коррупционеров

В процессе подготовки проекта закона «О внесении изменений в закон Украины «О предотвращении коррупции» в отношении обличителей коррупции» ко второму чтению из документа был удален ряд коррупционных серьезных рисков, однако некоторые нормы, которые могут нести коррупционные риски в утвержденном сегодня парламентом законе, остались.

Об этом сайту «Сегодня» рассказала исполнительный директор аналитического центра «Институт законодательных идей», эксперт по вопросам правовой политики и правосудия и антикоррупционной экспертизы нормативных актов Мартина .

«Были очень серьезные истории, которые или вообще сделали бы невозможными выплаты, либо же институт не работал бы. Их ко второму чтению убрали из проекта закона. Во-первых, в первом чтении была утверждена норма о том, что, если сразу несколько человек предоставили информацию о коррупции, суд сам определял, кому какой размер вознаграждения платить каждому из изобличителей – исходя из «важности» предоставленной информации. Соответственно, были очень серьезные коррупционные риски. Но эту норму убрали, и теперь вознаграждение будет разделено поровну. Суд лишился возможности манипулировать, рассчитывать на какую-то неправомерную выгоду от своего решения о вознаграждении», – отметила эксперт.

Еще одним риском, который был исправлен, являлось отсутствие нормы о том, на каком этапе должно выплачиваться вознаграждение.

«Говорилось, что вознаграждение будет выплачиваться в зависимости от суммы. И все. А на каком этапе – не уточнялось. При этом в Криминальный процессуальный кодекс вносилась норма, что выплаты вроде будут проводиться после решения суда. А в закон о предотвращении коррупции – лишь норма о вознаграждении. То есть создавалась коллизия, из-за которой закон вообще мог не работать. Но эта норма была также исправлена. Потому я считаю, что закон стал гораздо лучше, он имеет право на жизнь», – заключила эксперт.

В то же время, по словам Мартины Богуславец, в документе остались нормы, способные заблокировать процедуру изобличения коррупционеров. Так, эксперт обратила внимание, что утвержденный закон предполагает создание специально уполномоченными субъектами в сфере противодействия коррупции «механизмов стимулирования» для информаторов.

«Что это за механизмы, есть ли там коррупционные риски, как это должно работать – в законе не разъясняется», – отметила Мартина Богуславец.

Еще один пункт касается определения соответствующими органами внутренних процедур и механизмов приема к рассмотрению сообщений изобличителей.

«Как вы понимаете, единая система, единая процедура для всех органов закона не существует. Мы сотрудничали с депутатами в процессе подготовки и указывали на эту норму. Хотели, чтобы процедура либо была выписана в законе, либо в законе было бы сказано, что процедуру определяет НАЗК. К сожалению, это не было принято. И это значит, что каждый орган может создавать свою процедуру рассмотрения обращений. И кто-то может выписать более защищенную процедуру, другие – нет», – сказала Мартина Богуславец.

Третий коррупционный риск, оставшийся в законе, – это разрешение НАЗК определять порядок дальнейшего рассмотрения определенной информации, отметила Мартина Богуславец. По ее словам, такая оценочная норма также несет риски получения неправомерной выгоды чиновниками.

DOSSIER →   Министр Сольский прокомментировал подозрение НАБУ