Деньги сильным, мотивация слабым. Что изменит реформа финансирования университетов в Украине

FavoriteLoadingзакладки →

В начале января в Украине вступил в силу новый закон об усовершенствовании высшего образования, который, в частности, кардинально меняет систему финансирования высших учебных заведений в стране

Мы попросили заместителя министра образования Егора Стадного рассказать на Радио НВ об этом нововведении. Публикуем его отредактированный монолог.

Прежде всего нас интересует помощь сильным университетам и сильным преподавателям. Это не всегда тождественные понятия. Иногда в слабых университетах преподают сильные преподаватели, и так же в сильных университетах попадаются слабые преподаватели. Каковы наши первые шаги? Мы кардинально изменили систему государственного финансирования университетов в Украине.

В течение десятилетий существовала система, в которой университет получал деньги за количество студентов, которые там учатся. Очевидно, когда студентов было очень много — например, в 2005—2007 годах было 2,7 миллиона студентов, — всем было хорошо. Но когда студентов стало вдвое меньше — 1,3 миллиона, — все резко начали ощущать проблемы этой системы.

Скрытые проблемы — это когда мы платим университету за количество студентов, и он всегда будет заинтересован набрать побольше человек, держать их на обучении (то есть не отчислять даже тех, кто заслуживает этого) и выпускать. Отсюда все наши проблемы.

Мы решили изменить экономику высшего образования и установить другие экономические стимулы. С января 2020 года университеты начинают получать деньги в зависимости от семи показателей. В том числе тех, которые являются результатами их деятельности, — что заслужили, то и получили. Первым стоит выделить показатель объема поступлений в университет денег от бизнеса и международных грантов на исследования.

Если университет на самом деле мощный, сильный, имеет хорошую репутацию и специалистов, может найти финансирование и от бизнеса, и за счет международных грантов, которые идут на исследования — значит, это непременный сигнал для государства, что этому университету нужно давать больше денег, ведь он заслуживает это.

Далее следует показатель вхождения в международные рейтинги. Если университет вошел в международный рейтинг, государство его финансирует больше, чем другие.

Еще один показатель — трудоустройство выпускников университета, когда они получают должность, требующую квалификацию высшего образования. Мы будем применять этот показатель с 2021-го, а в этом году нами разрабатывается соответствующая электронная система мониторинга.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

Это три показателя результатов деятельности университетов, и еще существуют четыре составляющие, по которым мы распределяем государственные средства. Сейчас количеству студентов отведено 80% (а иногда немножко меньше) в вопросе влиянии на объем финансирования. За три года мы снизим этот показатель примерно до 50% — и будут превалировать результаты.