Чтобы была реформа образования, нужно само образование. А образования в Украине нет

FavoriteLoadingзакладки →

Украина – союзное государство. А кому стоит памятник на Владимирской горке в Киеве – неизвестно большинству украинских школьников. Эти и другие примеры результатов нынешнего ВНО приводит организатор образовательных онлайн-курсов Иван Примаченко. По его мнению, подобное свидетельствует об отсутствии в Украине какой-либо системы образования. Речь не об отдельных фактах, а о системном явлении. Украинцы, рожденные в третьем тысячелетии, спустя десять лет после провозглашения независимости знают о своей стране и вообще об окружающем мире очень мало. Интернет не помогает, потому что туда нынешние подростки ходят не за знаниями и вообще – не за информацией.

На таком фоне громко обещать образовательную реформу с 1 сентября – по меньшей мере проявление низкого уровня компетентности руководителей образовательной отрасли. Невольно вспоминается диалог из романа русского советского писателя, Нобелевского лауреата Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Один солдат жалуется: подхватил болезнь, которая поражает не тело, а мозг. Другой тут же парирует: мол, не может быть у тебя мозговой болезни, потому что почвы для распространения нет. С украинским образованием то же самое. Нельзя проводить реформы того, чего не существует.

Даже советские школьники знали и до сих пор знают больше своих детей и внуков. Пользуются ли знаниями – другой вопрос. Также не имеет значения теперь, все ли полученные знания имели практическую пользу в дальнейшей жизни. Когда речь идет о знаниях по истории и литературе, которые давала советская школа, – хочется плакать, потому что именно пророссийский и советский контекст не в последнюю очередь привел к теперешней войне. Советское гуманитарное образование отрезало нас от актуальных мировых контекстов на семьдесят лет. То есть советских людей школа искусственно затормозила в развитии. Однако по состоянию на 2018 год заторможенность в развитии учащихся – процесс не искусственный, а, увы, естественный.

DOSSIER →   Лисовой рассказал о реанимации НУШ

Педагоги не знают, что делать с образованием. Уже не первый и даже не второй раз за несколько последних лет неравнодушные граждане обращают внимание на качество учебников. Особенно тех, которыми пользуются в начальной школе. Содержание утверждено Министерством образования, печатаются учебники за государственный счет. То есть неправильную, искаженную картину окружающего мира школьникам дает украинское государство. В частности, иллюстративный материал – исключительно рустикальный, неактуальный для городского ребенка в третьем тысячелетии. Детишки в вышиванках обихаживают огороды, пасут коров и хотят получить сельскохозяйственные профессии. Реальные потребности, реальное мировоззрение современного ребенка никого в школах не интересует. От начальной до старшей.

В связи с этим стоит вспомнить и предлагаемую реформу украинского правописания. Очевидно, она пойдет в первую очередь в школы. Согласен, забота о развитии украинского языка в Украине – дело государственной важности. Но приходим к такому же выводу: сначала требуется согласованное правописание, а уже потом – его реформа. Украинский язык еще до сих пор не внедрен во все сферы нашей жизни. Те объявления, которые пишутся на украинском, через одно с ошибками. Аналогичные ошибки легко найти в переводной литературе. Переводчики прекрасно владеют языками, с которых переводят. Однако большинство из них совсем или почти совсем не знает украинского и плавает в нынешнем правописании. Можно только представить хаос, когда заработает анонсированная правописная реформа.

И так – во всех образовательных областях, да и не только в образовательных. И ошибкой будет обвинять детей, которые ничего не хотят знать. Тягу к знаниям убивает современная школа: уже вроде не советская, но еще не украинская. По уровню консерватизма и негибкости, неповоротливости педагоги приравниваются к армии и другим силовым структурам. Это плохо: консерваторы никогда не двигают вперед ту область, за которую отвечают. И если реформой образования занимаются неисправимые консерваторы, от того может быть еще хуже.

DOSSIER →   Законопроект об ответственности за присвоение государственных функций

Андрей