Что Украина будет делать с трудовой миграцией? Чем поможет опыт стран ЕС?

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

По разным подсчетам, за рубежом работает от 1,3 до 9 млн украинцев. Большое количество трудовых мигрантов – нелегалы. Они не платят взносы в Пенсионный фонд и рискуют быть обманутыми мошенниками. Однако соглашение об ассоциации с Европейским Союзом требует немедленных комплексных шагов в вопросах трудовой миграции, прежде всего изменения законодательства с целью повышения социальной защиты граждан и укрепления экономики. Удается ли Украине следовать рекомендациям ЕС?

ФАКТ. Трудовой миграции посвящено сразу несколько статей в Соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом: ст. 16 «Сотрудничество в сфере миграции, убежища и управления границами», ст. 17«Обращение с работниками» и ст. 18 «Мобильность работников». В них декларируется, например, что стороны должны прилагать усилия по преодолению причин возникновения миграции, борьбы с нелегальной миграцией, усиление уровня безопасности документов, создание условий для интеграции иностранцев, улучшение доступа к занятости и тому подобное.

МНОГО НАШИХ. Сколько всего Украинский работают за рубежом, неизвестно. Исследование Государственной службы статистики 2015-2017 годов показало, что таких 1,3 млн. А Институт демографии в отчете за 2018 год оценил количество украинских заробитчан в цифру от 1,5 до 5 млн человек. По данным Госстата, например, с 2015 по 2017 год из Украины выехали более 1,3 млн работников, а вернулись 562 тыс. Иногда чиновники называют цифру 5 млн, иногда – 9 млн. В любом случае объемы трудовой миграции достаточно велики. И хотя это, с одной стороны, обескровливает украинскую экономику, лишая ее рабочих и специалистов, с другой – приносит стране живые деньги, которые присылают и привозят с собой мигранты. А это миллиарды долларов (9 млрд – по результатам 2017 года).

Отметим, что из европейских стран наши соотечественники выбирают для заработка преимущественно Польшу и Италию.

ДВА ПУТИ. Соглашение об Ассоциации с ЕС предоставляет украинцам новые трудовые возможности. А дальнейшая евроинтеграция будет еще больше открывать европейский рынок труда для наших соотечественников. Поэтому Украина нуждается в законодательных подвижках сразу в двух направлениях: внешнем и внутреннем. Во-первых, мы должны защитить трудовых мигрантов от экономических и юридических рисков, предоставив им возможность работать безопасно и легально. Во-вторых, способствовать развитию экономики, повышению зарплат и детенизации украинского рынка труда, чтобы предотвратить потерю трудоспособного населения из-за миграции.

С ЗАЩИТОЙ – ПРОБЛЕМЫ. С поддержкой украинских заробитчан все довольно сложно. Большинство не знают даже о существующих механизмах из-за отсутствия доступной информации. Например, мало кому известно, что платя налоги в Украине, в Польше можно зарабатывать больше – тамошние работодатели предлагают высокие зарплаты тем, кто имеет справку-подтверждение статуса налогового резидента. Получить такую ​​справку несложно, однако в силах правительства сделать эту процедуру еще проще и договориться с польской стороной, чтобы местные работодатели шли навстречу украинцам и принимали ее во внимание.

Весной 2019 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №10153 об усилении государственной поддержки украинцев за рубежом. Это так называемый «закон Оксаны Билозир». Он предлагает ввести Карточку украинского мигранта, ввести членские взносы в Фонд благосостояния украинских мигрантов и фиксировать информацию о каждом работнике в ой информационно-аналитической системе. По идее разработчиков законопроекта, Фонд мог бы возмещать расходы на транспортировку в Украину больных, оплачивать возвращение тел умерших, выплачивать компенсацию в случае потери работы, оказывать помощь мигрантам или их семьям в случае сложных жизненных обстоятельств, кредитовать им приобретение жилья, открытие или развитие собственного бизнеса . Однако законопроект отозвали, а перед тем – жестко раскритиковали, обвинив нардепов в попытке обложить гастарбайтеров налогом.

Уже несколько лет звучат предложения создать отдельное министерское подразделение, которое бы занималось исключительно вопросами трудовых мигрантов и всячески способствовало их защите. Однако поддержки идея также пока не нашла.

В то же время Украина делает важные шаги для защиты будущих пенсионеров, которые сейчас работают за рубежом. Сегодня трудовые мигранты, достигшие пенсионного возраста, могут рассчитывать на социальное обеспечение по месту фактического проживания. Это касается 20 стран, с которыми Украине удалось об этом договориться. Среди них – Германия, Италия и Польша. Легальная работа, достаточный стаж и отчисления в местные аналоги  Фонда соцстрахования дают возможность работникам получить пенсию выше украинской.

ЧУЖОЙ ОПЫТ. Эксперты часто приводят опыт Польши в вопросе миграционной политики. После вступления в ЕС страна также столкнулась с большим оттоком кадров. Однако правительство мобилизировалось, провело перепись населения, чтобы понять масштабы «бедствия», и разработало ряд мер по компенсации потерь экономики. Во-первых, поляки открылись для рабочих из других стран – предложили им программы интеграции и достойные условия труда. Во-вторых, либерализовали правила ведения бизнеса, чтобы и сами поляки могли развивать предпринимательство, и иностранцы инвестировали в страну. В-третьих, Польша начала привлекать на обучение иностранных студентов, предлагая им качественное европейское образование, в том числе на английском языке. Именно так страна уже более 10 лет компенсирует нехватку специалистов, которые мигрировали в Великобританию и Германию, и в последние несколько лет показывает стабильный рост экономики.