Что происходит с украинским лесом. О чем не рассказали в отчете Earthsight

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

 

Решить проблему контрабанды древесины и сделать «прозрачным» экспорт кругляка не удастся без реформирования лесного хозяйства. А также без того чтобы убрать Генпрокуратуру от влияния на отрасль, ведь именно руководство этого органа закрывает глаза на контрабанду леса. Возможны два пути: или приватизация государственных лесхозов, или создание единого государственного холдинга по лесозаготовкам.

На этой неделе гражданское общество возмутил отчёт британской некоммерческой организации Earthsight, в котором описаны факты коррупции при экспорте древесины из Украины.

Напомним основные тезисы и ключевые цифры отчёта. Вопреки старту моратория на экспорт кругляка в 2015 году, за 2013-2017 гг. экспорт деловой древесины в ЕС вырос на 75% и достиг показателя в миллиард евро в 2017 году. 40% этого леса были срублены или проданы незаконно. При этом ежегодно украинские экспортеры продавали европейским партнерам более одного миллиона кубометров нелегальных пиломатериалов. В 2017 году в страны ЕС был ввезен миллион кубометров украинского леса-кругляка, который на украинской таможне сочли за «топливную древесину». Систематическая контрабанда украинского леса в ЕС происходит благодаря государственным лесхозам, которые незаконно поставляют «санитарную» древесину крупнейшим деревообрабатывающим компаниям Европы. Те, в свою очередь, прямо нарушают регламент EUTR, который запрещает импорт незаконно срубленной или проданной древесины в стране её происхождения. Авторы отчёта обращают особое внимание – Еврокомиссии необходимо требовать от стран ЕС выполнения этого регламента, а не давить на Украину с требованием отменить мораторий.

Проблему незаконного экспорта древесины регулярно обсуждают и в украинских СМИ. Регулярно соцсети взрывают видео, на которых в направлении западной границы Украины идут сотни товарных вагонов с кругляком.

Чтобы предупредить контрабанду леса, в апреле 2015 года в Верховной Раде приняли десятилетний запрет на экспорт необработанной древесины. Вал критических публикаций о схемах незаконных поставок «топливной древесины» заставил парламент принять закон №5495, по которому с 1 января 2019 года за экспорт дров могут присудить до 8 лет тюремного заключения. При этом в Уголовный кодекс Украины добавили статью 201-1: Перемещение через таможенную границу Украины вне таможенного контроля или сокрытие от таможенного контроля лесоматериалов необработанных, по которой минимальное наказание за факт незаконного вывоза леса – заключение сроком от трех до пяти лет.

Более того – в среду 18 июля Кабмин постановил вести фото- и видеофиксацию вагонов з топливной древесиной, которые пересекают таможенную границу Украины, и обратиться к таможенным службам ЕС для обмена информацией и совместного расследования случаев контрабанды лесных грузов. Госаудитслужба, Госгеокадастр, Нацполиция и ГФС проверят хозяйственную деятельность всех государственных лесхозов. НАБУ и Генпрокуратура возьмутся за расследование случаев контрабанды леса.

Экономисты предлагают другой путь решения проблемы – снять любые ограничения на вывоз леса из Украины, для того, чтобы, в том числе, не портить отношения с европейскими партнерами.

Но вряд ли проблему незаконных поставок древесины удастся решить без реформирования украинского лесного хозяйства. Оно до сей поры имеет непрозрачную структуру, а данные о его работе приходится собирать из разнообразных источников по крупицам.

Одна рента на четырех дровосеков

Суммарная площадь лесных массивов Украины составляет 10 миллионов гектар. Ошибочно полагать, что все они принадлежат Гослесагентству: агентство распоряжается 73%, или 7,3 миллионами гектаров леса. 13% или 1,3 млн гектаров лесных массивов находятся во владении коммунальных предприятий, подчиненных органам местного самоуправления. 7,5% леса переданы в постоянное пользование Минобороны, Минэкологии, ГСЧС и другим государственным структурам. 7,4% леса находятся в резервных землях. 0,1% лесов или 10 тысяч гектаров находятся в частной собственности.

Структура предприятий, которые заготовляют лес, также выглядит неоднородной. В отчете Счетной палаты Украины за 2017 год указано 1743 предприятия работающих в сфере лесного хозяйства, из них 323 – государственные предприятия структуры Гослесагентства. О своей деятельности Государственной службе статистики   отчитались 666 предприятий, подали отчетность в ГФС об уплате лесной ренты 429 предприятия, фактически уплатили налоги – 391 предприятие.

Для сравнения: в 2015 году в лесном хозяйстве работало 1554 предприятия. Количество государственных лесхозов оставалось прежним, в Госстат о своей деятельности отчитались 619 предприятий. Отчетность об уплате лесной ренты в ГФС подали 445 предприятий, фактически уплатили – 409. Авторы доклада допускают, что подобные расхождения свидетельствуют об уклонении от уплаты налогов лесохозяйственными предприятиями.

Путаница с отчетностью лесников не дает возможности выяснить реальный объем рубки деревьев в Украине. В отчете Гослесагентства за 2016 год указано, что предприятия отрасли заготовили всего 16,3 млн кубометров древесины – на 2% больше показателей 2015 года. В рамках формирования и оздоровления леса заготовлено 9 млн кубометров ликвидной древесины, или на 30% от плановых показателей.

Подобные расхождения наблюдаем и в 2017 году: в своем годовом отчете Гослесагентство указывает 15,95 млн кубометров заготовленного леса, Госстатистики – 21,9 млрд кубометров, из которых 18,9 млрд ликвидной.

DOSSIER →   Министр Сольский прокомментировал подозрение НАБУ

При этом, в Гослесагентстве обращают внимание, что в 2017 году 66% всей древесины заготовили частные бригады, с которыми структура работала на условиях подряда. Больше всего леса частники нарубили в Киевской области – 92%. Также в ской (92%), Одесской (89%) и Харьковской (86%) областях. Примечательно, что в 2017 году пресс-служба ведомства не сообщала обществу о таком сотрудничестве государства и частного сектора.

Также примечательно, что все 314 государственных лесхоза подчиняются государственным областным управлениям лесного и охотничьего хозяйства (ОУЛОХ), а не напрямую центральному офису Гослесагентства в Киеве. Именно Гослесагентство с 2011 года подчиняется Министерству аграрной политики и продовольствия Украины.

При этом ОУЛОХ всячески демонстрируют свою обособленность и автономность от киевского руководства. Например, в отчет Счетной палаты за 2017 год описаны расхождения в количестве выданных сертификатов легальности происхождения древесины, которые предоставили отдельно 19 ОУЛОХ и головной офис Гослесагентства. В частности, Николаевское ОУЛОХ выдало сертификатов на 0,8 тысяч меньше, а Ровенское ОУЛОХ на 0,3 тысяч больше, чем указано в данных Гослесагентства. Наибольшее количество сертификатов выдало Житомирское ОУЛОХ – 62,1 тысяч. При этом в отдельные дни выдавалось почти по тысяче сертификатов на древесину, законность которых в ОУЛОХ доказать не смогли.

По итогам 2016 года структурные подразделения Гослесагентства отчитались Счетной палате, что электронными бирками всю заготовленную древесину маркируют 88% государственных лесхозов. Такие бирки необходимы, чтобы доказать легальность кругляка как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для 12% предприятий такие инновации оказались не по карману. Однако в отчете Гослесагентства за 2017 утверждалось, что маркирование электронными чипами – это пилотный проект Агентства, который Кабмин утвердил специальным постановлением лишь в июле прошлого года.

«Автономность» лесхозов в отчетности мешает прояснить структуру внутреннего рынка древесины. По данным отчёта Гослесагентства, в 2016 году государственные лесные хозяйства продали на внутренний рынок 11,67 млн кубометров древесины на общую стоимость в 8,1 млрд грн. Госстат, впрочем, считает, что в 2016 году гослесхозы продали товаров и услуг на 12,8 млрд грн. Из этой суммы 92% приходится на лесозаготовку, утверждают в Счетной палате. Из упомянутых 11,67 млн кубометров леса на квартальных аукционах продали 4,5 млн кубометров, на общих – 3,3 млн кубометров, специализированных – 1,17 млн кубометров, а на дополнительных аукционах продали 0,67 млн кубометров леса. Собственные пилорамы переработали 1,6 млн кубометров, говорится в отчёте Гослесагентства за 2016 год. Но в этом же документе речь шла о 14,6 млн кубометров леса, выставленных на продажу – куда делись 3 млн кубометров непроданного леса, в ведомстве замалчивают.

По данным отчета Гослесагентства за 2017 год гослесхозы продали на внутренний рынок 12,63 тыс. кубометров древесины на общую стоимость в 10,1 млрд грн. При росте заготовки леса на 8,25%, стоимость продукции выросла сразу на 25%. Причин такой аномалии лесники также не объясняют. 2 млн кубометров переработали на пилорамах Гослеагентства, ещё 1,04 млн кубометров леса остались на складах лесных госпредприятий. Куда пропал «неучтенный» миллион кубометров, ведомство не комментирует. Но прежде мы говорили о мелочах, в сравнении с зияющими пробелами таможенной статистики по лесным грузам.

Экспортные аномалии

До 31 декабря 2016 года мораторий на экспорт леса-кругляка по коду УКТВЭД 4403 не распространялся на сосну. С 1 января 2017 года запрет вступил в силу. Таким образом, мы должны бы увидеть в официальной украинской таможенной статистике нулевые показатели по экспорту леса-кругляка. Однако в ГФС указывают, что Украина продала древесины по коду 4403 10,6 тысяч тонн на общую сумму в $880 тысяч в 2017 году, а уже за 5 месяцев 2018 года – 2,8 тысяч тонн на $197 тысяч. Мы попробовали найти объяснение этому факту у представителей Гослесагентства, но те лишь пожимали плечами, дескать, «не контролируем хозяйственную деятельность лесхозов на местах». По их словам, гослесхозы в 2017 году продали на внешний рынок лишь 830 тысяч кубометров топливной древесины.

Нам также не удалось найти объяснение другому факту: если в 2015 году в Украину импортировали 5,6 тысяч тонн кругляка, то в 2017 году – 10 тысяч тонн. За 6 месяцев 2018 году в Украину ввезли 10,3 тысяч тонн кругляка. Основным поставщиком этого сырья является Российская Федерация. Не известно, кто покупал этот лес: ни Госстат, ни Гослесагентство не ведут учёт, кем и во что была переработана древесина, проданная на внутреннем рынке.

Разнообразные разоблачители лесной коррупции упускают из виду и другой факт. За 2015-2017 гг. объем экспорта древесного угля по коду 4402 вырос со 121,2 тысячи тонн стоимостью 34,7 млн долларов до 174,3 тысяч тонн стоимостью $59,3 млн. Специфика этого продукта в том, что выжигание древесины на уголь дает лишь 40% продукции, то есть из 10 тонн древесины получится 4 тонны угля. Таким образом, для экспортных поставок в 2017 году необходимо было сжечь минимум 435 тысяч тонн древесины. Но… В дальнейших расчетах мы упираемся в почти полное отсутствие показателей промышленного производства и внутреннего потребления древесного угля в Украине, исходя из причин, описанных в предыдущем разделе. В Госстате говорят лишь о 61,3 тысяче тонн древесного угля, изготовленного легально в 2017 году. Вообще, выжигание древесины на уголь для севера Украины стало проблемой не менее важной, чем незаконная добыча янтаря. В СМИ рассказывают о десятках тысяч незаконных печей, которые работают под крышей местной власти и причиняют ущерб экологии региона.

DOSSIER →   Это либо непрофессионализм, либо коррупция, – Георгий Тука о действиях ДОТ, из-за которых часть военных вынуждена питаться за свой счет

Чтобы лучше понимать «схемы» контрабанды древесины, было бы неплохо иметь показатели вывоза кругляка по всем видам транспорта. Но статистика по речному и автомобильному транспорту не даёт никаких данных по перевозке дерева или изделий из него. Статистика по железнодорожному и морскому транспорту даёт лишь обобщенный показатель «лесные грузы», в который входит и кругляк, и обработанная древесина, и даже мебель. Но нам удалось отыскать любопытную информацию Мининфраструктуры и Администрации морских портов Украины.

В частности, с 2015 по 2017 годы объем перевалки лесных грузов через порты Украины сократился с 848,7 тысяч тон до 418,96 тысяч тонн. Примечательно, что наибольшая часть перевалок припала на порт Белгород-Днестровского, хотя и здесь показатели сократились с 687 тысяч тонн в 2015 году до 286 тысяч тонн в 2017 году. Как в 2015 году, так и в 2017 году лесные грузы доминировали в общей структуре перевалки в Белгород-Днестровском. Допускаем, что такое внимание экспортеров леса ко второстепенному черноморскому порту связана с логистической близостью к портам Румынии – одного из главных покупателей украинского леса.

В последние три года железная дорога сократила перевозки лесных грузов с 5,2 млн тонн в 2015 году до 3,7 млн тонн в 2017 году. В частности, экспортная перевалка сократилась с 3,5 млн тонн в 2015 году до 1,13 млн тонн в 2017 году, а внутренний перевозки выросли с 1,5 млн тонн до 1,7 млн тонн. При этом транзит лесных грузов железной дорогой вырос с 200 тысяч тонн до 716 тысяч тонн. Кто был собственником этих грузов, железнодорожники не рассказывают.

Реформировать нельзя оставить

Не имеем сомнений, что правительственная проверка найдет ответы на описанные выше проблемы. Но лесную коррупцию вряд ли удастся побороть без реформирования всей отрасли. Например, руководство Гослесагентства заявило, что ОУЛОХ будут публиковать на своих сайтах годовую отчётность о работе. На практике, областные лесхозы и здесь демонстрируют свою автономность. Житомирское и Ровенское ОУЛОХ отчитались лишь об объемах лесозаготовок в 2017 году, ское ОУЛОХ показало лишь финансовый план на 2017 год, поданный в Минфин. Другие ОУЛОХ выставили лишь планы лесозаготовок на 2017 год. Более того – с мая 2017 года Гослесагентство до сих пор не имеет «полноценного» руководителя, обязанности которого исполняет первый заместитель главы ведомства Владимир . При этом «за кадром» остается проблема ущерба лесному хозяйству от незаконной добычи янтаря на севере Украины – автономность лесхозов мешает сбору необходимой информации.

Теоретически, у Правительства есть несколько вариантов реформы отрасли.

а) полное разгосударствление:

4 июля 2017 году Кабмин одобрил концепцию «Стратегическое видение управления государственными предприятиями». Документ содержал рубрику «перечень объектов государственной собственности, рекомендованных к передаче в концессию, в том числе тех, которые могут быть переданы в концессию после внесения изменений в активы», в которую попали все 323 гослесхоза Украины. Документ скромно опускал возможную стоимость концессии этих объектов и дальнейшую судьбу обллесхозов и Гослесагентства как государственных контролирующих органов. Идею приватизации гослесхозов не поддержали не только лесники, но и деревообрабатывающая промышленность. Поэтому этот план Кабмина пришлось отложить в долгий ящик. Хотя сама идея имела ряд преимуществ: после полной приватизации лесной отрасли Украина избавилась бы от всех репутационных рисков, связанных с нелегальным экспортом древесины.

Пока руководство Гослесагентства и Минагрополитики обсуждают другой вариант реформы отрасли – б) централизация гослесхозов в государтсвенный холдинг и создание бюджетного спецфонда лесной отрасли. К этому, Президент Петр Порошенко указом №381/2017 от 21 ноября 2017 года постановил создать государственный фонд развития лесного хозяйства, который бы финансировался, в том числе, за счёт 100% уплаченной ренты за лесопользование. Сейчас 50% этого налога идут напрямую в общий фонд государственного бюджета.

DOSSIER →   «Госоператор тыла» Жумадилов катастрофически провалил закупки продовольствия для военных, – эксперт

Впрочем, руководители Гослесагентства хотят централизации лесного хозяйства по «областному принципу», то есть объединять гослесхозы вокруг ОУЛОХ, которые станут офисами областных лесных холдингов и будут иметь собственный бюджет. По словам Владимир Бондаря, такой формат будет «отвечать логике децентрализации». Но, по нашему мнению, это лишь законсервирует коррупцию в лесной отрасли. Если верить отчету Счетной палаты за 2017 год, коррупционные схемы в незаконной заготовке и экспорте древесины концентрируются именно на областном уровне.

В прошлом году Киевская, Ивано-Франковская, Закарпатская, Львовская и Сумская таможни закрыли глаза на то, что экспортеры древесины не подали сертификаты происхождения сырья при поставках лесоматериалов.

Все областные управления ГФС в 2015-2016 гг. провели лишь 80% необходимых камеральных проверок по уплате лесной ренты, а за I полугодие 2017 года этот показатель упал до 43%. При этом фискалы даже не запрашивали информацию о фактических объемах заготовки древесины.

Кроме коррупционных рисков, централизация гослесхозов по областному принципу не решает проблемы с бюджетным финансированием. Не совсем понятно, как между областными лесными холдингами распределять средства будущего спецфонда развития отрасли. Плюс – как выравнивать дисбаланс в доходах прибыльных хозяйств Полесья и убыточных предприятий Юга. Сами же руководители Гослесагентства жалуются, что лишь в 2017 году ведомство уплатило 5 млрд грн налогов всех видов, а в то же время пожарная охрана лесов Херсонщины остается хронически недофинансированной.

На этом фоне более логичной идеей является сведение всех 323 гослесхозов в единый государственный холдинг с офисом в Киеве. Такое предложение поддерживает руководство Минагрополитики. Руководство такого холдинга не только сможет «выровнять» ситуацию с финансированием лесных хозяйств, перераспределив доходы прибыльных предприятий в пользу менее прибыльных. При правильной системе мотивации руководители лесного госхолдинга будут активнее решать проблемы с покрытием ущерба из-за незаконной рубки. По данным Счетной палаты, в 2014-2016 гг. в Украине незаконно вырубили минимум 93,8 тыс. кубометров леса, из-за чего государство получило ущерба минимум на 362,5 млн грн. Государственная лесная охрана, которая входит в структуру Гослесагентства, выявила лишь две трети таких случаев. Формально, в 55,7% случаев пойманные на незаконной рубке добровольно покрывали причиненный ущерб. Но возмещено было лишь 5,1% убытков или 13,3 млн грн. За последние три года Гослесохрана передала 4,9 тыс. дел о незаконной рубке в правоохранительные органы – в суд. При этом, правоохранители довели до суда лишь 358 полученных от лесников дел. Самостоятельно МВД передало в суд ещё 418 дел по факту незаконной рубки леса. Всего суды рассмотрели лишь 476 дел. По 412 делам было постановлено взыскать с преступников всего 6,5 млн грн причиненного ущерба. Из этой суммы бюджет получил лишь 970 тысяч гривен. В Счетной палате считают, что главная причина таких провалов в статистике по фактам незаконной рубки – предприятия Гослесагентства не имели реального интереса поддерживать обратную связь с правоохранителями в рамках переданных дел. При этом центральный офис лесного ведомства вообще не располагает информацией о действия Гослесохраны в 16% или 3 тысячах обнаруженных случаев незаконной рубки леса.

Эксперты уверены, что за контрабандными поставками леса из Украины стоит руководство Генеральной прокуратуры. Руководитель аналитического Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев отмечает, что в Украине невозможно совершать масштабную контрабанду леса без протекции правоохранительных органов. «Как правило операции такого уровня и масштаба совершают только при содействие Генеральной прокуратуры Украины. Очевидно, что там на контрабанду леса закрывают глаза на самом верху», — уверен Золотарев.

Глава Агентства лесных ресурсов Украина Владимир Бондарь в свою очередь находится в близких отношениях с главой ГПУ Юрием Луценко, утверждает эксперт Всемирного банка и редактор издания Украинская лесовод Михаил Попков. «Вероятней всего как влиятельный политик Юрий Луценко влияет на работу Агентства лесных ресурсов и отрасли в целом», – отмечает Попков. Именно такой связью может объяснятся возможный масштаб контрабанды леса из страны, отмечает координатор группы «Экономическая Модернизация» гражданской платформы «Нова Країна» Павел Себастьянович.

Если все сказанное верно, то таким образом навести порядок в отрасли не сложно. Достаточно провести реформу лесного хозяйства в таком виде, как ее видит МинАПК и разбить связку Гослесхозяйства и ГПУ.