Что не так с повышением квалификации педагогов?

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Около 79% украинских учителей считают, что систему повышения квалификации педагогов нужно реформировать. Такие данные показал опрос более 8 тысяч педагогов со всей Украины, проведенный общественной организацией «EdCamp Украина» совместно с Министерством образования и науки. EtCetеra выяснил, чего именно не хватает украинским учителям для качественной работы.

МОНОПОЛИЯ. Сегодня решающую роль в повышении квалификации украинских педагогов играют государственные (областные) институты последипломного образования. Без прохождения обучения в них получить следующую категорию невозможно. Повышать свою квалификацию каким-то другим способом вроде бы никто не запрещает, но и никак не стимулирует учителей к этому, ведь всевозможные тренинги и семинары часто платные, а их стоимость государство не компенсирует.

По словам министра образования и науки Лилии Гриневич, преодолеть монополию государственных институций поможет новый Закон «Об общем среднем образовании» (если, конечно, Верховная Рада примет его этой осенью). Документ предусматривает возможность для учителей повышать свою квалификацию в неправительственных организациях. И вопрос финансового обеспечения уже прорабатывается совместно с Министерством финансов.

В идеале, педагоги должны получить большой список неправительственных организаций, которые будут предоставлять услуги по повышению квалификации наравне с государственными институтами последипломного образования. Стоимость таких курсов и семинаров будет полностью или частично компенсировать государство, а часы, потраченные на такое образование, будут засчитываться при присвоении следующей категории.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ. В рамках опроса педагоги также указали на пробелы в собственном образовании. Так, 45% учителей признались, что им не хватает изучения иностранных языков, 43% хотят узнать о профилактике профессионального выгорания, 39% – о создании нового образовательного пространства, 64% педагогов нуждаются в очных курсах и тренингах.

Александр советник министра образования и науки:

DOSSIER →   Образовательные траектории и автономия университетов: Рада приняла закон о реформе высшего образования

Педагоги требуют знаний, которых не хватало в институтах последипломного образования. Что такое инклюзивное образование и как предотвращать буллинг? Как работать в условиях стресса? Где искать деньги на образовательные проекты? Чтобы найти ответы, учителям нужно свободно выбирать места, где эти ответы можно найти. И если это негосударственное учреждение, это не должно быть проблемой. Главное – эффективность.

ЧТО ДАЛЬШЕ? Результаты опроса должны показать, какая поддержка нужна современным учителям и какие проблемы в системе образования требуют незамедлительного решения. Это поможет дополнить и скорректировать путь реформы образования.

Справка EtCeteraEdСamp Ukraine – это крупнейшее независимое образовательное движение в Украине. К нему уже присоединились 20 тысяч прогрессивных педагогов. Общественная организация видит своей целью улучшение квалификации школьных педагогов, повышение их статуса и реформирование системы образования.

По материалам Министерства образования и науки Украины