Новая стартовая цена Одесского припортового завода (ОПЗ) при приватизации составит эквивалент $54 млн (около 1,4 млрд грн по текущему курсу).
Тема приватизации в Украине остается достаточно болезненной: с одной стороны, формально она поддерживается на всех уровнях власти и входит в перечень требований международных кредиторов и доноров, а с другой – реальных результатов и успешной реализации крупных объектов пока так и не произошло. Более того, вопрос приватизации всегда вызывает горячие споры в Интернете и медиа, так как практически всегда упирается в два основных противоречия: надо обязательно продавать честно, но при этом – только очень дорого, потому что речь идет о народном благосостоянии. Обычно понятие справедливой стоимости актива не фигурирует ни в Интернет–спорах, ни в риторике чиновников, а между тем честная и прозрачная приватизация может проходить только по понятным правилам и на рыночных условиях.
На этом фоне благодатной темой для обсуждения стало сообщение от руководства Одесского Припортового Завода о том, что стартовая цена завода будет снижена до $54 млн, а сам завод готовится к консервации мощностей из-за возможной остановки поставок газа со стороны давальца. Стоит также вспомнить, что в 2016 году ОПЗ дважды выставлялся на торги со стартовой ценой около $500 и $200 млн соответственно (то есть новая цена – это по сути десятикратное снижение по сравнению с первой попыткой приватизации).
Все споры по большом счету сводились к нескольким основным тезисам:
- Государственный менеджмент довел ОПЗ до того, что его стоимость снизилась в десять раз. В обоих случаях оценку делал сертифицированный оценщик, а значит такое снижение цены – это реальное ухудшение ситуации на заводе.
- Завод специально так низко оценили, чтобы непрозрачно продать.
- Завод просто не может так мало стоить, построить аналогичный – это многие сотни миллионов (если не миллиарды) долларов.
Определенная логика есть в каждом из этих замечаний, однако для того, чтобы дать более полную оценку происходящему, мы будем исходить из следующих предпосылок:
- Мы не ставим под сомнение компетенцию оценщиков, которые делали оценку ОПЗ в 2016 и 2018 годах, однако помним, что результат оценки – это не только работа оценщика, но еще и техническое задание, которое ставит заказчик, а также те вводные, которые предоставляет заказчик. Например, одна из крупных переменных – это долг за газ перед Ostchem Group Дмитрия Фирташа (около $190 млн), который в 2016 году пытались активно оспаривать. Не видя отчетов сложно судить о том, что именно и как оценивалось. Иными словами – стартовая цена – это не столько о справедливой стоимости, сколько о позиции продавца перед началом торгов.
- Завод в 2018 году (с учетом остановки) действительно находится в экономически невыгодной для продажи ситуации, однако виной этому не только менеджмент, но и значительные изменения на рынке газа. ОПЗ до 2014 года не работал в чисто рыночных условиях, когда все объемы необходимого газа приобретались бы на открытом рынке по обычным ценам для промышленных производителей. Сейчас завод работает на условиях давальческой переработки (обычно основная причина – отсутствие собственного оборотного капитала), которая также может быть в скором времени остановлена. Таким образом, не до конца корректно ссылаться на прошлые финансовые результаты завода, когда ситуация с закупкой газа была совсем другой.
- Стоимость постройки альтернативных мощностей по производству удобрений не является достаточной аргументацией, так как основные мощности ОПЗ были построены от 30 до 40 лет назад, а его текущая экономическая ситуация далека от идеала (а ведь именно заработок – это и есть основная конечная цель любого инвестора).
Таким образом, мы можем выделить следующие позитивные (как ни странно) моменты:
- Снижение базовой цены почти в 10 раз – хороший сигнал, что продавец действительно собирается продавать актив. Установка высокой стартовой цены – это демонстрация нежелания расставаться с активом, в то время как установка низкой стартовой цены – наоборот, желания продать актив по максимальной цене, которая будет установлена на аукционе. Важно, чтобы в приватизации участвовали реальные стратегические инвесторы, которые в процессе аукциона смогут установить реальную рыночную цену, даже если она будет ниже предыдущей мечты в 200, а тем более и в 500 млн. долл. Чем ниже стартовая цена – тем больше потенциальных участников может быть и тем лучше может быть финальный результат.
- Прозрачная приватизация ОПЗ может стать первым подобным примером за многие годы и открыть дорогу для новых процессов по продаже крупных государственных активов на аукционах.
- Приход реального инвестора позволит восстановить бизнес ОПЗ со всеми вытекающими преимуществами (рабочие места, налоги, позитивное влияние на рост экономики).
Безусловно, версию о попытке организовать контролируемую приватизацию в пользу кого–либо нельзя отвергать вплоть до завершения аукциона, однако скорее всего конкурс будет относительно прозрачным по ряду причин:
- Зарубежные кредиторы и доноры рассчитывают увидеть первый открытый процесс и их уже вряд ли устроят какие–то объяснения или симуляция процесса (как это было в случае стартовой цены в $500 млн).
- ОПЗ требует реального инвестора, у которого будет достаточно средств для закупки газа, а также возможность заключать контракты на закупку сырья и продажу продукции на выгодных условиях. Кроме того, перед инвестором возникнет и вопрос урегулирования конфликта с Ostchem Group.
- Бизнес ОПЗ уже вряд ли так интересен административному ресурсу и связанному с ним капиталу, как до 2014 года: благодаря реформе газового рынка возможностей получать относительно дешевый газ (а продукцию продавать по рыночным ценам) у ОПЗ уже нет и за этой чертой начинается работа на реальном рынке. Этот процесс несет совсем другие риски и куда меньшую доходность, а потому требует иных усилий и опыта со стороны инвестора и менеджмента.
Если бы приватизация ОПЗ проходила существенно раньше, то она бы несла намного больше позитива: помимо большей выручки для государства продажа ОПЗ бы демонстрировала реальные шаги по борьбе с коррупцией, так как сознательный вывод прибыльного актива из-под контроля административного ресурса – это реальное сокращение коррупционных возможностей. Теперь же, когда завод находится на грани остановки и не особо интересен, приватизация может служить только витриной для начала прозрачной приватизации, если за ОПЗ последуют другие объекты.
Низкая стартовая цена – это не такая уж большая проблема, так как основная цель приватизации, на которой настаивают Западные партнеры – это вывод прибыльных активов из-под контроля государства (в то время как высокая выручка от такой продажи – это только приятный бонус). Контроль над государственными предприятиями – это значительная часть коррупционной ренты, к которой многие стремятся, и которая обеспечивает возможность удерживаться у власти.
Будем внимательно наблюдать за аукционом, так как начало настоящей приватизации – это такое же важное требование для развития страны, как и открытие рынка земли, а по эффекту на сокращение коррупционной базы – даже более важное.
Источник: biz.nv.ua