Чернозем в обмен на кредиты. Сколько земли продадут в разгар кризиса

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки
МВФ шантажирует Украину блокированием кредитных поступлений
 Передозировка публичного пространства коронавирусной тематикой создает удобный момент для окончательного решения судьбы земельной реформы. Тем более, что этого все более настойчиво требует МВФ, открыто шантажируя Украину блокированием кредитных поступлений.

Каким будет открытие земельного рынка в условиях тяжелого экономического кризиса, и сколько земли могут купить на начальном этапе — анализируют «Вести.ua».

Президентские гарантии и приятные льготы  

Ожидания, что земельная реформа претерпит изменения или будет отложена в связи с обновлением состава Кабмина, быстро и бесследно развеялись. В недавнем интервью агентству Bloomberg, президент Владимир Зеленский заявил, что медицинская и земельная реформы будут закончены. «Земельная реформа — это реформа и президента, и правительства — мы все несем ответственность. Самая сложная реформа, потому что на протяжении почти 30 лет никто не мог даже начать обсуждение законопроекта в комитетах. Мы закончим эту реформу«, — отметил глава государства.

Это четкий сигнал внешним кредиторам, в первую очередь — МВФ, что рынок земли будет открыт «при любой погоде». Зеленский, ранее выступавший с позиций поддержки реформы, теперь заявил о своей личной ответственности за ее реализацию и дал персональные гарантии принятия рынка земли.

В качестве подтверждения намерений быстрого решения земельного вопроса – назначение министром экономического развития, торговли и сельского хозяйства Игоря Петрашко. Вплоть до назначения, новый министр занимал должность заместителя гендиректора «UkrLandFarming» — второго по величине агрохолдинга в Украине. Компания Олега а переживает сложное время, значительная часть финансовых обязательств агрохолдинга находится в состоянии дефолта с 2017 года. Украинский аграрный гигант задолжал внешним кредиторам порядка 1,25 млрд долларов. Не исключено, что обширные активы «UkrLandFarming», обладающего земельным банком в 500 тыс. гектара, могут стать добычей заграничных инвесторов накануне запуска рынка земли.

Приятным сюрпризом для агрохолдингов стал принятый Верховной Радой «антикоронавирусный закон» №3220.  Среди прочего, он освободил бизнес от уплаты налога на землю. Заместитель министра экономического развития Тарас Высоцкий отрапортовал, что благодаря закону, аграрии смогут сэкономить на налогах до 500 млн гривен. «Государство освободило агропроизводителей от налога на землю и от арендной платы земель с/х назначения государственной собственности на два месяца из-за коронавируса. Экономия средств для с/х товаропроизводителей составит 486 млн гривен», — заявил Высоцкий.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Безусловно, в условиях кризиса государство должно поддержать уязвимые категории бизнеса. Производители аграрной продукции сейчас действительно теряют прибыль из-за снижения мировых цен на продукцию АПК. Но насколько рационально было освобождать от налогов всех аграриев без разбора, включая большие агрохолдинги?

Таким образом, власть лишила части доходов местные бюджеты, которые являются главными получателями земельного налога. Финансовое ослабление региональных бюджетов — не самый удачный эффект от налоговых каникул аграриев. Тем более, что льготы можно было ввести дифференцированно, поддержав, в первую очередь, мелких и средних агропроизводителей, не давая преференций крупнейшим отечественным земельным олигархам и иностранным корпорациям.

Кредитный шантаж «партнеров»

Судя по всему, власть не имеет никакого запасного плана по выходу из кризиса, кроме как получения кредита от МВФ. Фонд, в свою очередь, демонстративно откладывает решение о выделении нового займа, безальтернативно требуя от Украины выполнения полного комплекса взятых обязательств. В их числе — открытие земельного рынка уже в этом году.

Пока мировая экономика погружается в экономическую рецессию, а власти мировых держав разрабатывают антикризисные планы поддержки своих экономик, Украину вынуждают провести распродажу последних государственных активов на пике бушующего кризиса.

Ранее «Вести.ua» писали о прогнозных расчетах стоимости гектара украинского чернозема. Разные чиновники и различные ведомства давали свои прогнозы ценовых ожиданий, которые варьировались от 1 тыс. до 2,5 тыс. долларов за гектара. В условиях экономического кризиса и падения стоимости различных видов активов к и без того скромному ценнику на украинский чернозем можно смело добавлять дисконт в 50%. Продажа земли в разгар экономического спада станет уже не просто распродажей по бросовым ценам, а аукционом невиданной щедрости.

Вполне очевидно, что продавливая вопрос открытия земельного рынка, в первую очередь МВФ закладывает сценарий продажи государственной земли. Фонд не особо вникает в нюансы законодательной организации рынка, исключение — вопрос более широкого формата рынка, с допуском иностранных инвесторов.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Но главное — запустить процесс земельного оборота и начать продажу государственной земли в общей рамке «большой приватизации». МВФ, как глобальный «коллектор», действует последовательно и систематически, заставляя должника продавать все имущество для уплаты долгов по кредитам, ставя его в хроническую зависимость от необходимости получить очередную дозу финансовой «помощи».

Сколько товара у государства      

По данным Госгеокадастра, в 2017 году количество государственной земли сельскохозяйственного назначения составляло 10,4 млн гектара. 3,2 млн га – в постоянном пользовании государственных предприятий и учреждений, 2,5 млн. га – в государственном запасе и 4,7 млн га в аренде. До 2019 года земельные наделы государства сократились почти на 3 млн гектар: 1,3 млн были приватизированы, а еще 1,6 млн переданы в коммунальную собственность объединенным территориальным громадам, в рамках «децентрализации земельных ресурсов».

В отношении оставшихся 7-7,5 млн гектар государственных земель сельскохозяйственного назначения, стоит учитывать:

  • включенные статистикой 560 тыс. га в Крыму;
  • сделать приблизительную поправку на часть ресурсов находящихся на неподконтрольных территориях;
  • передачу в коммунальную собственность ОТГ еще около 1 млн га по результатам децентрализации.

Таким образом, мы можем говорить приблизительно о 5 млн гектар государственной земли, которая может быть продана на рынке в первую очередь. Социологические опросы показывают, что всего 8-10% собственников паев готовы продавать землю. Очевидно, что для удовлетворения спроса этих объемов будет недостаточно. Покупателям куда удобнее и выгоднее иметь дело с целостными массивами земли государственных предприятий или землями, находящимися в аренде.

При условии открытия земельного рынка, уже осенью можно ожидать, что треть государственной земли будет куплена к концу 2020 года. В первую очередь, выкупать землю будут агрохолдинги, которые ее сейчас арендуют у государства. Эти несколько миллионов гектаров – первые претенденты на продажу. Во втором эшелоне земельного аукциона госсобственности — ресурсы госпредприятий. А дальше рынок будет плавно добираться до коммунальной земли и в последнюю очередь до паев селян.

DOSSIER →   ОМБУДСМЕН ПРОКОММЕНТИРОВАЛ ПРИНЯТЫЙ ЗАКОН О МОБИЛИЗАЦИИ