Большая приватизация — 2019: Как были, так и остаются огромные проблемы

FavoriteLoading_Добавить публикацию в закладки

Да уж, без рекомендаций аналитиков Международного валютного фонда нашим чиновникам теперь никуда. Вот и с самого начала наступившего 2019 года представители МВФ и Фонда госимущества Украины во время деловой встречи обговорили варианты решения ключевых проблем, которые в минувшем году блокировали процесс большой приватизации по новому закону, принятому 18 января 2018 года. К тому же план прошлого года по поступлениям в госбюджет от продажи приватизируемых предприятий (21,3 млрд гривен) оказался выполненным всего лишь на 2%. А ведь большая приватизация могла бы дать экономике страны мощный толчок с новыми инвестиционными деньгами и новыми инвестиционными идеями.

Ну, это и понятно, что надо что-то делать. И чем раньше, тем лучше. Ведь по итогам только 6-ти месяцев 2018 года, согласно отчету Минэкономразвития, 100 крупнейших государственных предприятий и компаний чистую прибыль получили в размере 21,5 млрд гривен, что на 41,9% (15,5 млрд гривен) меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Эти беспристрастные и очень тревожные цифры говорят об одном, что нельзя дальше жить без риск-менеджмента, а Кабмину и Фонду госимущества надо не столько ориентироваться на конъюнктуру рынка, сколько смотреть на национальный кадровый потенциал. И по большому счету, не так страшны производственные и управленческие ошибки руководства государственных предприятий, выставляемых на приватизацию, намного страшнее, когда приходится сталкиваться с коррупцией и наглым мошенничеством топ-менеджеров госкомпаний.

Более того, на начало 2019 года в Украине насчитывается 3364 госпредприятия, из которых работает всего 1594. Почему? При этом сумма активов портфеля 100 крупнейших государственных предприятий составляет до 93,3% (!) от общей стоимости всех работающих госпредприятий в Украине. Что с этим делать? Это огромная проблема, которая подрывает доверие ко всему украинскому рынку. А у нас таких негативных примеров просто множество. Это конкретно подрывает доверие к процессу приватизации как у внешних инвесторов, так и у местных. Безусловно, об этом не могли не говорить во время деловой встречи глава Фонда госимущества Украины Виталий и постоянный представитель МВФ в Украине Йоста Люнгман.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Конечно, механизмы и методы проведения приватизационных аукционов и конкурсов, а также защита капитала инвесторов имеет большое значение. Поэтому, как написал в Facebook Виталий Трубаров: «Договорились с постоянным представителем МВФ Люнгманом совместными усилиями решить проблемы, которые блокируют процесс большой приватизации… Четкое требование МВФ — начать в 2019 году продажи компаний из перечня большой приватизации». От себя добавлю, что хотелось бы еще, наконец-то, остановить поток негативных новостей из Украины. Тот же глава ФГИ Украины В. Трубаров искренне сетует на то, что из-за различных судебных исков отобранные на конкурсе 5 месяцев назад консорциумы инвестиционных советников не могут начать подготовку к приватизации целого ряда госпредприятий.

Так, в частности, глава Фонда госимущества отмечает: «Фактически с апреля прошлого года простаивает ОПЗ, а инвестиционный советник Pericles Global Advisory в составе консорциума с White & Case LLP, Kinstellar, KPMG Ukraine и SARS Сapital не может начать процесс подготовки к приватизации и реструктуризации долгов завода, в том числе и перед «Нафтогазом», что дало бы возможность предприятию начать производство продукции». Однако в этой части не могу не согласиться с Виталием Трубаровым. И вот почему. На днях видел большое интервью своего давнего знакомого Александра Бондаря, который с 1998 по 2003 годы был главой Фонда госимущества, в беседе с журналистом он искренне недоумевал, почему мы платим огромное вознаграждение в размере 1 млн долл. США советнику Фонда госимущества для продажи Одесского припортового завода, если этот объект приватизации не нашел своего покупателя даже с очередной новой стартовой ценой, что в 10 раз ниже первоначальной цены продажи?

Также, вроде бы, 3 млн долл. США нам придется заплатить инвестиционному советнику ФГИ Украины за непроданный 13 декабря 2018 года крупнейший энергохолдинг ПАО «Центрэнерго». Далее нам, налогоплательщикам самой бедной и воюющей страны Европы придется оплачивать очень дорогие услуги советников ФГИУ при продаже предприятий «Ориана», «Азовмаш», «Сумыхимпром», «Украгролизинг», приватизации Херсонской, ской, Криворожской и Северодонецкой ТЭЦ и многих, многих других объектов, которые, вероятнее всего, так и не найдут своего стратегического инвестора. Соответственно, из запланированных доходов от приватизации «фамильного серебра» попадут в госбюджет лишь какие-то крохи. И в этом ряду откровенного непрофессионализма, замешанного на цинизме, также выделяется шокирующий пример получения премий в размере 46 млн долл. США руководством «Нафтогаза» фактически из рекордно высоких тарифов для нищего населения. Кстати, и для «Нафтогаза» удивительным образом никак не удается найти инвесторов.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Честно скажу, такого цинизма и непрофессионализма не припомню, а ведь с 1994 года с помощью созданных мной инвестиционно-финансовых компаний и фондов я руководил приватизацией более чем 1000 госпредприятий, включая металлургический комбинат «Азовсталь» и ММК «Им. Ильича». И если до конца говорить начистоту, то совершенно очевидно, что новый закон о приватизации госпредприятий с привлечением инвестиционных советников ФГИ, принятый Верховной Радой 18 января прошлого 2018 года, — это яркий символ безграмотной экономической политики в Украине. Правда, год назад премьер-министр Владимир Гройсман, выступая перед народными депутатами, заявил, что принятие нового закона о приватизации и реализация его положений позволит не только восстановить эффективность государственных предприятий, но и улучшить жизнь украинцев в целом.

Увы, снова неудача. Почему? Потому что экономическая политика сегодня ведется так, как будто завтра уже не будет. Нужно создавать в Украине привлекательную инвестиционную среду (особенно в период приватизации 2019-2020 годов), а пока у нас нет благоприятной среды для инвестиций и довольно слабая защита инвестиционного капитала. Нет долгосрочной стратегии развития, но ее народ продолжает терпеливо ждать. Да, по всей вероятности, скоро должны внести украинцев в Книгу рекордов Гиннесса как самый терпеливый народ.

Александр ,

директор Института развития экономики Украины