Без анбандлинга и партнера: С какими позициями подходит Украина к переговорам о продлении транзита с «Газпромом»

FavoriteLoadingзакладки →

«Нафтогаз» сообщил о подписании соглашения с пятью крупными иностранными операторами газопроводов, которые в рамках рабочей группы будут оказывать консультационные услуги в процессе создания независимого оператора ГТС. При этом ранее компании-подписанты рассматривались как полноценные партнеры украинской ГТС, которые могли получить ее в управление и, как вариант, частично в собственность. Это было нужно для того, чтобы именно европейские компании и европейские покупатели российского газа вели переговоры о новых условиях работы с «Газпромом» после окончания срока действия транзитного контракта в 2019 году. Теперь возможность для реализации такой опции откладывается минимум до января 2020 года. Таким образом, позиции Украины в переговорном процессе с «Газпромом» о продлении транзита газа в украинской ГТС могли бы стать сильнее, но остаются такими, как и были, говорят эксперты. Успех переговоров, по их словам, будет во многом зависеть от того, как далеко Россия сможет продвинуться в строительстве «Северного потока-2», а также от того, какой политический расклад сложится в Украине по итогам двух избирательных процессов.

Пресс-служба НАК «Нафтогаз Украины» сообщила, что на минувшей неделе НАК, АО «Укртрансгаз» (компания-оператор ГТС в составе НАК) и «Магистральные газопроводы» (МГУ; компания, которая должна была получить ГТС в результате анбандлинга, но не получила) подписали соглашение о создании совместной рабочей группы с ведущими европейскими операторами, «заинтересованными в процессе анбандлинга и дальнейшем управлении украинской ГТС». «Цель сотрудничества – помочь украинской стороне в создании независимого оператора ГТС, в соответствии с европейским законодательством после чего европейские партнеры смогут присоединиться к управлению ГТС», — говорится в сообщении пресс-службы на сайте «Нафтогаза».

В пресс-релизе отмечается, что на данном этапе профильные эксперты европейских операторов будут помогать с созданием независимого украинского оператора ГТС и с подачей заявки на его сертификацию в НКРЭКП и Секретариат энергетического сообщества, также будут принимать участие в разработке плана модернизации ГТС для обеспечения ее технической надежности и эффективности. Европейские операторы будут предоставлять консультационную поддержку в ходе совместных заседаний правления и комитета по анбандлингу набсовета «Нафтогаза».

Важно отметить, что ранее четыре из пяти компаний-подписантов соглашения о рабочей группы рассматривались как полноценные партнеры, которые после завершения анбандлинга (разделения активов «Нафтогаза» путем передачи функции транспортировки газа независимому оператору) могут принять участие в управлении украинской ГТС. В начале декабря 2017 года был подписан меморандум с французской GRTgas и голландской Gasunie. В апреле аналогичный меморандум был заключен со словацкой Eustream и итальянской Snam. Наиболее вероятными партнерами украинской ГТС эксперты называли именно Eustream и Snam, которые оперируют газопроводами, которые являются продолжением украинской ГТС за пределами Украины.

В октябре 2017 года глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев говорил, что иностранная компания или, возможно, консорциум компаний, которые будут привлечены к управлению украинской ГТС, будут иметь управляющий пакет и контролировать всю работу газотранспортной системы. «Рассматривается вариант, когда консорциум будет контролировать всю работу ГТС и будет иметь по сути управляющий пакет, это важный момент и важное условие, которое мы услышали от всех участников. Будет ли это концессия или лизинг – это в процессе обсуждения. Точно могу сказать, что ни о какой продаже магистральных газопроводов речь не идет», — заявил Коболев на конференции Oil&Gas в Киеве.

Привлечение европейских компаний в структуру собственности либо же к процессу управления украинской ГТС необходимо Украине, для того чтобы усилить позиции в переговорном процессе с «Газпромом», договориться с российским монополистом на основании европейских правил и европейских требований к транспортировке газа. Эксперты говорят, что если к управлению украинской ГТС будет привлечен европейский оператор, новый контракт на транзит газа можно будет заключить на более выгодных условиях. По их словам, «Газпром» был бы вынужден продлевать контракт и искать условия, которые подошли бы европейскому партнеру.

Сейчас (после подписания соглашения о создании рабочей группы) ясно, что пока вопрос о предоставлении европейским компаниям статуса партнера ГТС откладывается, речь идет только о консультационных услугах. «Говоря о консорциуме (иностранных компаний, — ред.), мы говорим о сотрудничестве в нем в контексте предоставления нам карты действий, которые могут помочь в создании нового оператора, который может выполнять те функции, с которыми мы мало знакомы и опыта работы с которыми в УТГ нет. Например, это планирование развития сети по украинским стандартам по традиции происходило на основании технологических потребностей. Рынок не изучался, не делался анализ инвестиционной привлекательности. Не делался анализ будущих спроса и предложения», — рассказал 112.ua источник в «Нафтогазе»

Очевидно, что попытка Украины (скорее «Нафтогаза Украины») привлечь европейского партнера к украинской ГТС до истечения срока действия транзитного контракта с «Газпромом» пока что не удалась, сказал 112.ua директор ExPro Consulting Геннадий Кобаль. В то же время, по его словам, тот факт, что иностранные компании подписали соглашение о рабочей группе – позитивный сигнал, который свидетельствует о том, что иностранные компании не прекратили диалог с «Нафтогазом» и не утратили интерес к украинской ГТС.

Нынешнее соглашение о создании рабочей группы с «Нафтогазом», «Укртрансгазом» и МГУ подписали GRTgaz S.A. (Франция), N.V. Nederlandse Gasunie (Нидерланды), Snam S.p.A. (Італия), Eustream a.s. (Словакия) и Fluxys S.A. (Бельгия). «Изначально, в переговорах по партнерству участвовало 10 компаний. Но потом те, кто действительно был заинтересован в участии в управлении ГТС (не в инвестировании) объединились в консорциум. Поэтому необходимость в проведении тендера по отбору партнера по сути отпала», — пояснил 112.ua директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид .

Все операторы европейских ГТС имеют значительный опыт и авторитет на европейском рынке природного газа. Например Fluxys. «Это бельгийский оператор, который управляет более 4100 км газопроводов, в его распоряжении и хранение газа, и регазификационный терминал. Владельцы акций – Publigas – 77,7%, CDPQ – La Caisse de Depotek Placement du Quebec – 20%, Belgian Federal Holding and Investment Company (SFPI – FPIM) – 2% и 0,3% принадлежит персоналу Fluxys. Компания работает в 10 странах», — рассказал Леонид Униговский. Он также добавил, что Fluxys имеет 16,5 % в акционерном капитале Eugal, который будет являться продолжением российского газопровода в обход Украины Nord Stream-2.

Без анбандлинга — никуда

Даже если бы иностранные компании и были готовы к более серьезным, нежели имеющаяся, формам сотрудничества, ни одна из них не смогла бы стать партнером ГТС до завершения анбандлинга – отделения трубы от структуры «Нафтогаза». Украина пытается осуществить анбандлинг с 2014 года. Постановление №496 «Об отделении деятельности по транспортировке, хранению (закачиванию и отбору) природного газа было принято Кабмином 1 января 2016 года. Документом был утвержден план соответствующих действий а также выбрана модель анбандлинга OU (полное отделение).

После этого была создана компания МГУ (в управление которой должна была быть передана ГТС). У руля компании поставили Игоря а, человека которого Коболев перед этим уволил из «Укртрансгаза». «Нафтогаз» начал тормозить процесс отделения ГТС, вспоминает Геннадий Кобаль: «Нафтогаз» всячески блокировал работу МГУ. Они добились того, что на данный момент компания уже недееспособна. В прошлом году начались перебои с финансированием. Многие люди из компании уволились».

Самым сильным аргументом «Нафтогаза» в пользу сохранения ГТС в своей структуре стало то, что после вынесения решения Стокгольмского арбитража в 2018 году юристы пришли к выводу, что до завершения транзитного контракта с «Газпромом» никакие газотранспортные активы не могут быть выведены из-под контроля «Нафтогаза». Это также касается вспомогательных функций (финансы, IT, бухгалтерия, закупки). В апреле 2018 года стало известно, что глава НАК «Нафтогаз Украины» Андрей обратился к у с просьбой отложить отделение от НАК функций транспортировки и хранения газа до завершения срока действия контракта на транзит газа с «Газпромом» на этом основании.

В результате признания властями аргументов НАК в феврале 2018 года Игорь Прокопив написал заявление об увольнении с должности замминистра. На следующий день, 28 февраля, министр энергетики и угля Игорь назначил набсовет МГУ в составе шести членов – Прокопива среди них не было. 20 июля были уволены три представителя топ-менеджмента МГУ, двое из которых определенно поддерживали Прокопива – и.о. предправления Валерий , технический директор МГУ Игорь и директор по юридическим вопросам Алексей Лань. Уже в сентябре 2018 года наблюдательные советы НАК «Нафтогаз Украины» и МГУ подписали меморандум о сотрудничестве в процессе отделения от НАК функций транспортировки и хранения газа. Со стороны «Нафтогаза» его подписала глава набсовета Клэр Споттисвуд, со стороны МГУ – глава набсовета Вольтер Больц. В меморандуме сказано, что до конца 2019 года МГУ не будет проводить активной операционной деятельности оператора ГТС, но будет нести ответственность за подготовку и выполнение функций оператора ГТС с 1 января 2020 года.

Параллельно «Нафтогаз» создавал в своей структуре ООО «Оператор ГТС Украины», в который выделяются функции и процессы управления ГТС, передаются активы, а также переводятся сотрудники «Укртрансгаза», имеющие отношение к операционным процессам на ГТС. В компании объясняли, что структура создавалась с целью «отработать все бизнес-процессы и гарантировать бесперебойную транспортировку газа заказчикам после отделения направления транспортировки». Поскольку «Оператор ГТС Украины» также является частью структуры «Нафтогаза», в НКРЭКУ уже дали понять, что он не может быть сертифицирован как независимый оператор. Ранее вице-премьер министр Украины Владимир (выступал за передачу ГТС в МГУ) в интервью «Экономической правде» назвал создание «Оператора ГТС» «саботажем».

«Нафтогаз» меняет подходы

Как стало известно 112.ua, недавно «Нафтогаз» подготовил ряд изменений в постановление №496, которые в ближайшее время планирует передать правительству. Самое главное из них – изменение модели OU (Owner ship unbundling) на ISO (Independent System Operator), которая позволяет «Нафтогазу» сохранить активы в структуре компании, но контроль и управление передать независимому оператору. Изменения в постановлении №496 будут подразумевать ISO с последующей конвертацией в OU. Конвертация произойдет после завершения арбитража с «Газпромом» в Стокгольме по новому иску, который был подан «Нафтогазом» в 2018 году (в отношении пересмотра тарифа на транзит за 2018-2019 гг.).

Известно, что проведение анбандлинга именно в таком виде поддерживает набсовет «Нафтогаза», в частности его глава Клер Споттисвуд. Кроме того, нынешнее руководство «Нафтогаза» заручилось поддержкой в этом вопросе Мирового банка и сейчас пытается получить ее от представителей Еврокомиссии.

В интервью «РБК-Украина» Коболев рассказал, что поддерживает проведение анбандлинга ГТС путем передачи в хозяйственное ведение, а не в собственность, потому что Верховная Рада не готова вносить изменения в законодательство, которые бы разрешили приватизацию ГТС. «С тех пор, как мы говорили об ownership unbundling (OU), наш парламент не принял ни одного законодательного акта, который позволяет провести отделение оператора ГТС именно по этой модели», — заявил он, отметив, что для того чтобы реализовать модель OU, парламент должен принять закон, разрешающий приватизацию ГТС. В то же время, при нынешнем политическом раскладе в Верховной Раде, это сделать невозможно. «Я общался по этому вопросу с большим количеством народных депутатов. И даже самые прореформаторские из них сказали мне: «Коболев, вообще забудь!», — сказал предправления НАК в интервью агентству.

Важно, что в случае реализации анбандлинга в предложенном виде, созданная «Нафтогазом» ООО «Оператор ГТС» получит трубу на условиях концессии, после этого иностранному партнеру будет предложена доля в «Оператор ГТС». На каких условиях может быть осуществлена концессия и насколько они могут быть привлекательны для иностранного партнера, будет понятно только после принятия Верховной Радой законопроекта «О концессиях».

Таблица поправок ко второму чтению законопроекта будет рассматриваться комитетом по вопросам экономической политики 24 апреля. По мнению главы этого комитета Андрея а, сам документ может быть проголосован до июня 2019 года. Если тайминг будет соблюден, а Кабмин утвердит поправки «Нафтогаза» к постановлению №496, анбандлинг по модели ISO будет проведен в январе 2020 года. После этого у украинской ГТС может наконец появится иностранный партнер.

Однозначной поддержки в Украине и у этого плана пока нет. «Еще не известно, будет ли принят новый закон о концессиях. В то же время уже сейчас есть возможность привлечь консорциум, используя договоры о совместном управлении», — считает Леонид Униговский. По словам директора ООО «Нефтегазстройинформатика», «для нас единственно правильной моделью является OU». «В чем отличие: в модели OU полностью все активы ГТС уходят из «Нафтогаза». В модели ISO – «Нафтогаз» остается владельцем этих активов. Конечно, для участников консорциума модель OU предпочтительнее. Насколько мне известно, набсовет МГУ поддерживает модель OU. Это и мое мнение. В наших условиях при модели ISO у «Нафтогаза» всегда останется возможность вмешиваться в работу оператора», — сказал 112.ua Униговский.

Иной точки зрения придерживается Геннадий Кобаль. По его словам, иностранные партнеры скорее согласятся на модель ISO, так как она не требует от них денежных вложений. Как известно, помимо усиления позиций на переговорах с «Газпромом» от привлечения иностранного партнера ожидался и профит в виде инвестиций в модернизацию ГТС. Вкладывать деньги в ГТС иностранные компании согласились бы только при условии продажи им части ГТС либо вхождения в структуру ее собственности. «Высокопоставленные представители Еврокомиссии в кулуарах говорили, что если хотите, чтобы (иностранные компании) вкладывали средства в ГТС, нужно передать в собственность не менее 51%», — отметил Кобаль, подчеркивая, что даже если бы ситуация не была затянута настолько, как это можем видеть сейчас, иностранные компании не торопились бы становиться собственниками украинской ГТС.

«Во-первых, неясна судьба транзита и в каком объеме он сохранится после 2020 года. Во-вторых, неясен политический расклад в Украине после проведения президентских и парламентских выборов. В-третьих, неясно, какая команда будет стоять во главе «Нафтогаза», ведь контракт с Коболевым Кабмин продлил только до конца текущего года», — сказал Кобаль. Он также отметил, что модель ISO могла бы позволить компании или консорциуму компаний оценить реальное состояние украинской ГТС, провести полный аудит изнутри. Пока все оценки, которые делались в этом направлении, были внешними.

На переговоры с «Газпромом» без европейского партнера

Таким образом, Украина подходит к моменту, когда транзитный контракт с «Газпромом» заканчивается и нужно будет договариваться о новых условиях без реально заинтересованного в сохранении ГТС сильного европейского партнера. «Позиции Украины остались такими, как и были (в 2014 году). Если бы план с анбандлингом и привлечением к управлению ГТС иностранного партнера был реализован, страна могла усилить свои позиции, но уже очевидно, что сделать это не удалось. Соответственно шансов договориться с «Газпромом» на условиях европейского законодательства у нашей страны меньше», — сказал 112.ua Геннадий Кобаль.

Результат переговоров, как известно, вопрос огромной важности. Прокачивая российский газ в Европу, наша страна зарабатывает более 2 млрд долл. ежегодно, что составляет приблизительно 3% ВВП. Кроме того, «Газпром» обеспечивает около 75% загрузки украинской ГТС.

В нынешней ситуации главным козырем Украины на переговорах о продлении транзита с «Газпромом» остается только степень реализации проектов по строительству альтернативных газопроводов и их готовность принять на себя объемы российского газа из украинской ГТС, говорят эксперты. Последние годы Россия прилагала титанические усилия, чтобы пустить газ в Европу в обход Украины. Строился газопровод «Турецкий поток» (от КС «Русская» в районе Анапы по дну Черного моря до побережья Турции), также РФ активно лоббировала проект газопровода «Северный поток-2» (по дну Балтийского моря до побережья Германии). Планируемая мощность «Турецкого потока» — 32 млрд, «Северного потока-2» — 55 млрд куб м. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев на круглом столе, который проходил в Верховной Раде, заявлял, что реализация этих проектов грозит падением объемов транзита российского газа по территории Украины до ноля.

Униговский ранее говорил, что согласно расчетам «Нафтогазбудинформатики», даже при самом пессимистическом сценарии после завершения строительства «Северного потока-2» и его продолжения, а также «Турецкого потока» через украинскую ГТС, после 2019 года будет прокачиваться не менее 30 млрд куб. м российского газа в год. По его словам, эта цифра подтверждалась и расчетами немецкого института EWI, который смоделировал прогнозные потоки газа по газопроводам Европы (и украинский транзит) на 2030 год. «Но, конечно, мы много потеряем в сравнении с этими объемами, которые транзитируем сейчас», — отмечал при этом Униговский.

Для сравнения, по состоянию на март нынешнего года объем транспортировки газа по территории Украины из России в европейские страны и Молдову с начала года уже составил 21,2 млрд куб м, что на 4% больше чем в 2018 году.

Запустить обе нитки «Турецкого потока» в эксплуатацию «Газпром» собирается уже с 2020 года (морская часть газопровода построена), пишет газета «Коммерсант». По информации издания, российский монополист определился с маршрутом поставки газа по «Турецкому потоку», который пройдет через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словакию. Поставки в Болгарию и Сербию через «Турецкий поток» «Газпром» собирается начать в 2020 году, в Венгрию – в 2021 году, что позволит уже с 2022 года отказаться от поставок в эти страны через Украину.

Ввод в эксплуатацию главной угрозы украинской ГТС – «Северного потока-2» (мощностью 55 млрд куб м) – намечен на конец 2019 года. Затормозить реализацию проекта могут положения обновленной газовой директивы, которую Европарламент принял на минувшей неделе. Директива распространяет правила газового рынка ЕС на трубопроводы, проложенные из стран вне Союза, — в том числе «Северный поток-2». Среди главных требований – разделение компаний-поставщиков газа и компаний, транспортирующих его; доступ к трубе других операторов, прозрачное регулирование тарифов за прокачку. Это означает, что компания-оператор «Северного потока-2» должна быть независимой от «Газпрома», а 50% его пропускной мощности должны резервироваться для альтернативных поставщиков.

Как сообщалось, применение предусмотренного директивой анбандлинга может заставить «Газпром» продать свою долю в проекте, что, по мнению экспертов, может привести к отказу российского монополиста от реализации проекта. Помимо прочего, «Газпром» недавно получил очередной отказ Дании в отношении маршрута этого газопровода.

Пока все это не ставит окончательный крест на проектах российского монополиста, но окончательно ситуация может проясниться только ближе к концу года, говорят эксперты. От этого и будет зависеть дальнейшая судьба транзита и украинской ГТС.

Елена