Аграрный комитет Рады втайне одобрил проект закона “слуг народа” о рынке земли, оппозиция считает это решение незаконным

FavoriteLoadingзакладки →

Парламентский комитет по вопросам аграрной политики рекомендовал Верховной Раде (ВР) принять за основу в первом чтении законопроект о рынке земли, альтернативный поданному правительством. Авторы законопроекта – группа депутатов “Слуги народа” во главе с председателем аграрного комитета Николаем Сольским (на фото слева). Он созвал заседание комитета утром 18 октября, хотя ранее анонсировалось его проведение на вторую половину дня. Во фракции ВО “Батькивщина” заявили, что на комитет пригласили далеко не всех его членов, чтобы провести его за закрытыми дверями без журналистов и общественности, и что его решение, как сказал член комитета Вадим Ивченко (на фото справа), “сфальсифицировано”.

Об утреннем заседании комитета ВР по вопросам аграрной политики KV узнала из сообщения на сайте комитета.

18 октября состоялось заседание Комитета ВР по вопросам аграрной и земельной политики, который принял решение рекомендовать ВР принять за основу проект закона №2178-10 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения”, поданный главой этого комитета Николаем Сольским и рядом других депутатов “Слуги народа”.

Народный депутат, член аграрного комитета Вадим Ивченко (ВО “Батькивщина”) назвал это “масштабной фальсификацией”.

“Комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений, с нарушением всех норм и правил, провел тайное заседание на котором поддержал законопроект о продаже сельскохозяйственной земли. На предыдущем заседании Комитета, которое состоялось 16 октября, единогласно было поддержано решение о проведении следующего заседания 18 октября в 14:30. Но, руководство Комитета самостоятельно, без предупреждения других депутатов, а также авторов альтернативных законопроектов, изменило место и время проведения заседания, на которое «успели» только депутаты от слуги народа. Ими же и было принято решение о поддержке законопроекта авторства Председателя комитета, которым помимо прочего, разрешается продажу сельскохозяйственной земли иностранцам, тем, которые уже работают в Украине” – написал на своей странице в Facebook Вадим Ивченко.

По словам , фракция ВО “Батькивщина” уже обратилась к президенту, спикеру парламента и председателю правительства с просьбой вмешаться и заставить главу парламентского комитета по вопросам аграрной политики Николая Сольского провести заседание комитета в определенное ранее время (в 14:30 пятницы, 18 октября), чтобы рассмотреть альтернативные законопроекты.

“В случае, если наше требование будет проигнорировано, оставляем за собой право обратиться в правоохранительные органы для привлечения виновных в фальсификациях к ответственности”, – заявил Ивченко в FB, проведя перед этим короткий брифинг в ВР.

https://www.facebook.com/vadym1ivchenko/videos/958501904499044/

Что касается самого законопроекта №2178-10, то он предусматривает, что с 1 октября 2020 года отменяется запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения всех форм собственности (продажу земли).

DOSSIER →   ТРЦ Ocean Plaza в Киеве выставят на приватизацию за 1,65 млрд грн

Ст. 130 Земельного Кодекса предлагается изложить в новой редакции, согласно которой иметь право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения могут:

  • граждане Украины;
  • юридические лица Украины, созданные по законодательству Украины;
  • территориальные общины;
  • государство.

Иностранцы и лица без гражданства смогут получать право собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения в порядке наследования по закону, но обязаны осуществить их отчуждение в течение одного года со дня приобретения права собственности.

Законопроект устанавливает ограничения на владение землей. Совокупная площадь земельных участков в собственности гражданина или юридического лица (с учетом связанных лиц или юридических лиц, имеющих общего конечного бенефициарного собственника) ограничивается так:

  • в пределах одной объединенной территориальной общины не должна превышать 35% земель сельскохозяйственного назначения такой общины;
  • в пределах одной области или Автономной Республики Крым не должна превышать 8% земель сельскохозяйственного назначения  области или АРК;
  • не должна превышать 0,5% земель сельскохозяйственного назначения Украины.

А чтобы знать, сколько земельных участков сосредоточено в одних руках, законопроект предписывает обеспечить информационное взаимодействие Государственного земельного кадастра с госреестром прав на недвижимость, реестрами юрлиц, физлиц-предпринимателей, общественных формирований, а также реестром актов гражданского состояния.

При этом арендатор, имеющий право покупать землю, «если иное не предусмотрено законом», имеет преимущественное право на приобретение арендованного земельного участка в случае его продажи. Если участок будет продаваться на аукционе, арендатор должен будет заплатить наибольшую предложенную участниками аукциона цену.

Законопроект также предусматривает, что «граждане, пользующиеся правом постоянного пользования, правом пожизненного наследуемого владения земельными участками государственной и коммунальной собственности, предназначенными для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, а также арендаторы земельных участков, которые получили право аренды земли путем переоформления права постоянного пользования в отношении указанных земельных участков, имеют право на выкуп таких земельных участков в собственность с рассрочкой платежа до 5 лет по цене, равной нормативной денежной оценке таких земельных участков, без проведения земельных торгов».

По этому поводу в Главном экспертно-научном управлении (ГЭНУ) парламента обратили внимание, что арендаторами земельных участков, которые приобрели право их аренды путем переоформления права постоянного пользования, могут быть не только граждане, но и юридические лица. Поэтому законодательная инициатива, считают эксперты, создает неравные условия для юридических лиц, которым земельные участки были переданы в постоянное пользование и которые не успели переоформить право аренды на них и тех, кто уже приобрел право аренды на такие земельные участки.

DOSSIER →   Президент подписал мобилизационный законопроект

В законопроекте оговаривается, что до 1 января 2024 года землю не смогут покупать юрлица, конечным владельцем которых являются иностранцы. Но есть и исключение: это ограничение не распространяется на случаи приобретения сельхозпроизводителями участков, которые они уже арендуют, если на момент принятия закона юрлицо старше трех лет и право аренды возникло еще до принятия этого закона.

Это исключение также сочли необходимым прокомментировать в своих выводах к законопроекту в ГЭНУ: “Сегодня большое количество сельскохозяйственных земель находится в аренде крупных предприятий с иностранным капиталом, которые соответствуют указанным требованиям. Таким образом, ограничения на большое количество юридических лиц не будет распространяться”.

Законопроектом предлагается дополнить закон Украины «О санкциях» новым видом санкций – «запрет на приобретение в собственность земельных участков». Такие санкции, по законопроекту, вводятся решением президента по представлению Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) и утверждаются постановлением ВР. Под санкции могут подпадать иностранные государства, неопределенный круг лиц определенной деятельности (секторальные санкции) и отдельные юридические и физические лица.

Прописано, что этот закон вступает в силу с 1 октября 2020 года (за исключением того, что сразу же после его опубликования Кабмин за три месяца должен будет привести в соответствие с ним свои нормативно-правовые акты и проконтролировать то же самое у центральных органов исполнительной власти). Но правительству надлежить безотлагательно обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого закона.

Как сказано в пояснительной записке, проект закона призван обеспечить реализацию “конституционных прав граждан Украины на свободное распоряжение своей собственностью”, что, в свою очередь, “будет способствовать развитию аграрной отрасли Украины, повышению стоимости сельскохозяйственных угодий, привлечению инвестиций в сельское хозяйство”, а также “позволит преодолеть негативные явления, возникшие в связи с существованием запрета на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, в частности, коррупцию, деградацию почв, обесценивание земель” и тому подобное.

Они напоминают, что еще в октябре 2001 года ВР приняла Земельный кодекс, которым были закреплены гарантии приобретения и реализации права собственности на землю. Но в то же время, был введен запрет на отчуждение земель сельскохозяйственного назначения, и хотя предполагалось, что это будет временно, чтобы подготовить соответствующую законодательную базу для формирования полноценного рынка земель, но ВР несколько раз продлевала срок действия моратория (в конце прошлого года он был в очередной раз продлен до 1 января следующего года).

“Длительное отсутствие свободного оборота земель имеет негативные последствия: теневое использование земель, коррупция в земельной сфере, отсутствие конкуренции и занижение арендной платы за землю, недополучения поступлений в местные бюджеты, отсутствие ипотечного кредитования под залог земель. Кроме того, земельный мораторий ограничивает конституционное право собственности на землю. Граждане Украины, которые испытывают негативное влияние такого ограничения конституционного права на землю, пытаются защитить нарушенное право в судах, в том числе и в Европейском суде по правам человека. 22 мая 2018 года Суд принял решение по обращению двух граждан Украины, которым признал мораторий нарушающим их права”, – говорится в пояснительной записке.

DOSSIER →   Второй этап земельной реформы: сохранят ли украинцы землю от иностранных посягательств

Авторы проекта закона полагают, что его принятие позволит, кроме прочего, “капитализировать землю”, достичь объективного уровня цен на земельные участки, увеличить инвестиционные возможности аграрного сектора (например, через развитие ипотечного кредитования под залог земель сельхозназначения), а также создать в сельской местности “сильный, экономически активный средний класс”.

Как информировала KV, открыть рынок сельскохозяйственных земель планируется с 1 октября 2020 года – купля\продажа земли будет разрешена гражданам Украины, украинским юридическим лицам, территориальным общинам и государству, а объем сельхозземель в руках одного покупателя будет ограничен 15% земель области и 0,5% земель Украины. Преимущественное право на покупку земли получат существующие арендаторы с 5-летней рассрочкой платежа. Иностранные граждане смогут владеть землей только через юридическое лицо в Украине.

Это предусматривал и правительственный законопроект №2178 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оборота земель сельскохозяйственного назначения”.

Разработать законопроект поручил правительству полтора месяца назад президент Владимир Зеленский.

В свою очередь, премьер-министр Алексей Гончарук признал, что рынок земли в Украине уже де-факто существует, но он теневой и не выгоден как арендаторам, так и собственникам паев – первые не уверены в своих правах, вторых не устраивает размер платы за землепользование. Правительство же, пообещал  Гончарук, собирается запустить полноценный рынок только после того, как будет наведен порядок с земельным кадастром и созданы условия для доступного кредитования украинских фермеров.