/Приватизация-2018: новые правила, электронные аукционы и советники

Приватизация-2018: новые правила, электронные аукционы и советники

Парламент принят новый закон о приватизации госимущества

Новый закон о приватизации предусматривает отмену целого пакета предыдущих законодательных актов. Обновление системы продаж государственного имущества стимулирует продажи, процесс приватизации упрощается, а инвесторы получают надежные законодательные гарантии, считают в Фонде госимущества.

Кабминовский законопроект был поддержан парламентом после повторного чтения. В этом законе теперь свыше 700 правок в сравнении с первоначальным текстом. И изменилось действительно немало. К примеру, местные чиновники смогут продать имущество городов или областей по единым правилам, а не часто запутанным схемам местного уровня.

Правда теперь вводится обязательный регистрационный взнос. Он небольшой – 0,2 от минимальной зарплаты для малой приватизации и 10 «минималок» для большой приватизации. Эти деньги не возвращаются. Приобретение государственного или коммунального имущества возможно только со стартовой цены.

Покупка имущества становится более простой процедурой, в которой задействуется механизм электронных торгов и вводится список подаваемых потенциальными покупателями документов. Этот список нельзя увеличивать и это несомненный плюс. Но для участия в приватизационном процессе, от потенциальных покупателей, потребуется открыть немало важной экономической информации о себе. И поверить в искренность советников по приватизации и честность электронных аукционов.

 

Малая и большая приватизация: две разницы

Малая приватизация по новому закону – это практически все имущество государства и местной власти, которое стоит менее 250 миллионов гривен.

Приобрести коммунальное имущество возможно после включения его в приватизационный перечень, где каждый новый объект принимается отдельным решением совета. Понятно, что такая процедура может быть предметом политических договоренностей и торгов. Но все же она в определенном смысле поможет остановить слишком ретивых депутатов и мэров, которые рьяно начнут распродавать коммунальную собственность. Подобных примеров немало.

Малая приватизация переходит из продажи ресурсов и недвижимости «под сукном» в систему открытых электронных аукционов. Законодательством теперь прямо запрещена другая форма реализации коммунального имущества. Система продажи, оспаривания результатов, определения победителей аукционов похожа на ту, которая используется в электронной площадке приобретения товаров и услуг с помощью местного и государственного бюджетов.

Особые условия устанавливаются для арендаторов. Они могут приобрести имущество на аукционе или выкупом. Выкупить коммунальное имущество или государственное имущество арендатор сможет при внесении 25% стоимости в виде инвестиций. Однако, как и прежде, это условие выступает как поощрение для арендатора, но не является гарантией сохранности инвестиционных вложений. То есть арендованное помещение может быть передано и другому коммерсанту. Как и ранее у чиновников есть только право, а не обязательство перед арендатором.

Если собственность государства определяют как объект большой приватизации, тогда правила игры во время его приобретения, становятся еще жестче.

В большой приватизации появляются приватизационные советники. У них достаточно широкие полномочия. Они выступают в роли экспертов, которые могут повлиять на цену продажи, существенные условия и механизмы продажи. Собственно, участие советников – это в определенном смысле гарантия честности и справедливости сделки. В руках советника — стартовая цена объекта приватизации. Если советника по приватизации объекта не нашли, этим вопросом займется аукционная комиссия, состоящая не менее чем из пяти специалистов.

 

Кому запретили покупать

Новацией закона является невозможность приобрести напрямую государственное имущество Российской Федерацией или юридическими лицами этого государства, в которых существенную роль имеет «страна-агрессор». Не смогут купить госимущество и государства, которые включены в список FAТF, как пособники в отмывании преступных доходов.

Важным условием приватизации теперь становится обязанность потенциальных покупателей раскрыть бенефициаров бизнеса.

Приобрести имущество государства не смогут и компании, включенные в санкционный список по закону «О санкциях».

Не смогут дважды войти в одну реку те, с кем из-за нарушений, были расторгнуты договора о приобретении имущества. Эта же норма закона будет касаться и связанных с ними лиц.

 

Антиприватизационный список

Государство впервые в одном законе четко определило перечень объектов, которые не могут быть приватизированы.

Прежде всего госорганы обезопасили от приватизации самих себя — все помещения и собственность органов государственной власти и органов местного самоуправления приватизации не подлежат. Это же касается имущества Вооружённых Сил Украины, СБУ, пограничников, спецсвязи, и службы гражданской защиты населения. Видимо скандалы, связанные с приватизацией бомбоубежищ и даже территорий военных полигонов и складов повторять не планируют.

Есть одно из самых спорных утверждений – запрет на приватизацию недр и полезных ископаемых. Зачастую именно эта норма приватизационных законов сдерживает потенциальных масштабных инвесторов в добывающую отрасль.

Не подлежат приватизации и учреждения культуры, искусства, архивы, библиотеки и разновидности национальных памятников, учреждения образования, которые финансируются из госбюджета. В запретительном перечне есть и оператор почтовой связи. Таким образом «Укрпочте» пока что приватизация не грозит. Как и прежде нельзя приватизировать автомобильные, железнодорожные пути сообщения и метро.

Впервые в список антиприватизации включены государственные учреждения здравоохранения и немало других объектов.

Однако законодательство дает возможность все же получить в частную собственность государственное имущество практически любого назначения. Норма нового закона предполагает, что если государство не использует по прямому назначению помещения или имущество, то приватизировать его все же можно. Грозный перечень из десятков исключений на самом деле достаточно условный. Как видим, при желании и обоюдном согласии потенциальный новый сособственник и государство смогут договориться. И сделают это в рамках закона.

Еще проще получить в частные владения имущество государственных предприятий или учреждений. Для этого достаточно доказательств, что имущество уже три года не используется для производственной деятельности. Это же имущество не должно быть включено в единые имущественные комплексы. Однако есть в этом случае еще одна поправка – распорядители госимуществом не должны иметь четких планов его использования. Иначе приватизация отменяется.

 

Масштаб приватизации

Масштабные планы приватизации государственного имущества вряд ли волшебным образом сбудутся в полном объеме. Прежде всего — из-за нестабильной экономической ситуации. Рост экономики Украины на несколько процентов пока не вдохновляет инвесторов вкладывать миллионы в приобретение нерентабельных государственных активов. Но насколько важным и масштабным проектом может быть внедрение новых правил приватизации коммунального и государственного имущества?

Официальная статистика Фонда госимущества Украины утверждает — государство распоряжается более чем 1 миллионом объектов. Половина этих объектов не входит в уставные капиталы предприятий или учреждений. Это — прямой путь к быстрой приватизации.

Закон начинает действовать уже с момента его публикации. А значит новые процессы по приватизации могут начаться уже в ближайшее время. Подпись президент под документом еще не поставил, но видимо сделает это. Новые приватизационные правила рассматриваются европейскими партнерами как важный этап продвижения экономических реформ. В свою очередь такие решения гарантируют новые кредитные программы для государства, без которых Украина не сможет выжить.

Пока чиновники на всех этажах утрясают нюансы нового закона, Фонд госимущества еще в рамках старого законодательства объявил о новом списке имущества, которое уже готово к продаже. В этот список включили 335 объектов в большинстве областей Украины и столице. Это небольшая часть того, от чего хотело бы избавиться государство. Но старт, похоже, уже есть.

Источник: comments.ua