/Реклама по-киевски. Коррупция руководствуется Конституцией

Реклама по-киевски. Коррупция руководствуется Конституцией

Прошло уже более полугода после пленарного заседания Киевсовета, на котором депутаты дружно проголосовали за новый порядок размещения вывесок в столице. Эстетические требования к ним были ужесточены. В течение года все вывески должны быть приведены в соответствие с новыми правилами.

И, пожалуй, самое важное: предприниматели больше не должны мучиться с разрешениями, поскольку установлен уведомительный принцип. То есть, прикрепил вывеску, сделал ее фото, добавил документы и направил в Киевскую горгосадминистрацию (КГГА) проверить, соответствует ли она новым эстетическим требованиям.

Комментарии прессы тогда звучали более, чем оптимистично. И, как бы в насмешку, через полгода местный хипстер с издевкой выложил в соцсетях фото подворотни на ул. Хрещатик, 44.

Доброе утро, Крещатик

Опубліковано Maxim Bulka 9 жовтня 2017 р.

На изображении в поле зрения — около 30 вывесок и рекламных носителей. Для прохожих все они на одно лицо и уродуют облик города. Это лицо европейской столицы, в квартале от мэрии?

Конечно, можно сказать, что прошло всего полгода после голосования Киевсовета. Но давайте посмотрим по-другому: прошло УЖЕ полгода! Почему имплементация решения Киевсовета движется со скоростью улитки?

“Легким движением руки”

Для начала вспомним азы. В чем разница между наружной рекламой и предпринимательскими вывесками? Этот смысловой водораздел для многих оказался непреодолим.

Вывески носят нейтральный характер: они без эмоций ставят прохожего в известность о существовании предпринимателя с его услугой или товаром. Вывески только доносят соответствующую информацию и их размер не может превышать 3 кв. м.

А посыл рекламы – побудить к выбору. И рекламу размещают для демонстрации преимуществ товара (услуги), чтобы формировать в потребителе необходимость приобрести этот товар (услугу).

Ясности добавляет и финансовый аспект. Места под вывески город предоставляет бесплатно и по четко оговоренным критериям. А под место для размещения требуется специальное разрешение — с оплатой.

Но, стоит зайти в ближайший Центр предоставления административных услуг (ЦНАП) и убедиться: документы на вывески по новому порядку все еще не принимают. Потому что нет бланков. А без них вывеска “зависает”. Без уведомительной бумажки предпринимателей неизбежно ждут инспекция и убытки. Вот такой ХХI век.

Для чистоты эксперимента пройдемся дальше. И в Центральном ЦНАПе нас ждет счастье — документы на вывески согласятся принять. Но и тут стоп! Без бланков — тот же тупик.

Остается один выход — зарегистрировать вывеску, как разрешение на размещение рекламы. Теперь предприниматель нуждается в видоизмененном “дозволе”. Который предоставляется бесплатно, но с обязательными и регулярными выплатами за использованное место.

Обратимся к нескольким нормативно-правовым актам КГГА от 22 августа 2017 года под общей темой “О предоставлении разрешения на размещение внешней рекламы”.

В распоряжении №1018 дано согласие установить восемь вывесок. Распоряжением №2013 — еще семь. Распоряжением №1012 – 19.

Но именно эти вывески занимают площадь не более 3 кв. метров — меньше минимального официального критерия. Потому на них не нужно оформлять разрешение на рекламу. Хотя распоряжения КГГА определяют их именно как рекламу.

И таких случаев путаницы в столице – не десятки, даже не сотни. Общую картину составить непросто, хотя крайне необходимо. Поскольку за получение одного разрешительного документа на рекламу т.н. оформители берут в среднем по 10 тыс. гривен.

КГГА намеренно приравнивает вывески к рекламным конструкциям. На них нужно получать разрешения, как на рекламу — проходить коррупционную и бюрократическую процедуру. И, кстати, никакие жесткие эстетические требования на рекламу не распространяются.

Решения требуют два аспекта данной проблемы.

1. Город не очищают от засилья тех страшных вывесок, которые должны быть приведены в соответствие с жесткими эстетическими требованиями нового порядка.

2. КГГА даже не дает предпринимателям возможности оформить вывеску по новой процедуре — только по старой сложной процедуре рекламы.

Нарушители поневоле

До сих пор в этой сфере нет доступа к публичной информации. За полгода не создано даже сайта нового профильного управления КГГА по рекламе. Неизвестно, сколько поступило заявок на размещение вывесок в Киеве, сколько всего их установлено в городе, сколько демонтировано.

Из официального ответа за 15 ноября на депутатский запрос: “…параметры только 5 новых вывесок соответствуют критериям нового порядка”. Это как? С мая по ноябрь в среднем рассматривалось по одной вывеске в месяц?

Но ведь новый порядок не требует никакой специальной экспертизы на соответствие.

В течение квартала, как требует апрельское решение Киевсовета, не была организована подача документов на вывески в электронном виде. Для прозрачности процедуры нужно создать публичный электронный реестр для учета всех вывесок в городе. Ничего этого нет. За что при таких “космических” скоростях чиновники получают зарплаты, премии, надбавки?

Стрелки перевели на Департамент информационно-коммуникационных технологий КГГА. Хотя бюджет недавно созданного управления по делам по вопросам рекламы равен не менее 25 млн гривен, выделенных ресурсов вполне достаточно ускорить процедуру.

Согласно сайту КП “Киевреклама”, количество самовольных и незаконно установленных конструкций в городе уже достигло 38 тысяч, включая рекламные щиты. По неофициальным данным, из них до 20 тысяч — нелегальных, причем, преимущественно, мелких (до 3 кв. м.).

При этом КП “Киевреклама” продолжает начислять плату за рекламные места для ранее оформленных вывесок. По минимальным оценкам, за год КП уже получило за это необоснованных 5 млн гривен.

Но чиновники из КГГА порой даже не соизволяют объяснять свои действия. Взять хотя бы историю одной банковской вывески, в отношении которой получен немотивированный отказ – то ли конструктивное решение, то ли макет не соответствует требованиям.

Выходит, надо подавать иск в суд — по причине безосновательного отказа, и добиваться справедливости. Займет это, правда, неведомо сколько. А сама судебная волокита выльется в кругленькую сумму.

В КП “Киевреклама”, которое мониторит ситуацию, могут закрыть глаза на нарушителей закона. Использовав любимую коррупционную составляющую.

Контролируемый хаос

Сколько еще продлится эта канитель? Минимально — до исправления ситуации с бланками на вывески. В КГГА уверяют, что “специальная информационная и технологическая карта” уже на согласовании. И блуждает по коридорам мэрии более полугода.

При том, что на подготовку и принятие решения о новом порядке ушло почти два года. Верится с трудом, что согласование карты не перейдет на весну 2018 года.

Но темпы в КГГА все равно ускорять не собираются. Реальной ответственности за неисполнение или затягивание решения никто не несет.

Зато на бумаге все гладко. Расскажут, что “руководствуются Конституцией и законами Украины, постановлениями Верховной Рады, актами Президента Украины и Кабинета Министров”. С пафосом подведут базу под сомнительные действия, оправдают их как правомерные.

Общественные активисты требуют немедленно ввести электронный реестр для вывесок, чтобы предприниматели могли легко подавать документы и открыто видеть, как принимает решение чиновник. И чтобы в мутной воде чиновники не могли раздавать “дозвола” на свое усмотрение.

Тогда и киевляне смогут самостоятельно проверять, соответствуют ли параметры вывесок на новом офисе или кафе в их домах.

А сейчас дело за депутатским контролем. Это долг депутатов Киевсовета проследить весь путь внедрения новшества, чтобы решение было выполнено.

Василь Зоря, журналист

Источник: kievvlast.com.ua

МЕТКИ: