ПОДРОБНЕЕ

0.7 в тени. Приватизация спиртзаводов приближается

По мнению правительства, приватизация спиртзаводов даст возможность разрешить проблемы, накопившиеся в отрасли, вывести работу убыточных спиртзаводов на уровень прибыльности и разрешить проблему теневого рынка спирта.

Кроме того, по прогнозам Минагрополитики, от приватизации спиртзаводов планируется пополнить бюджет на 5 млрд грн.

Давно назрело

Проблема реформирования и разгосударствления спиртовой отрасли уже давно стоит на повестке дня. Государственная монополия на производство спирта, кроме Украины, осталась только в Беларуси.

Удерживать отрасль в госсобственности также нет необходимости, сверхприбыль от деятельности спиртзаводов государство может получать в виде налогов. А решение производственных проблем через приватизацию передать в частные руки.

Приватизация позволит снизить уровень коррупции в спиртовой отрасли и создать предпосылки для противодействия разрастанию теневого рынка спирта, размер которого, по оценкам Минагрополитики, составляет около 47%.

По сути, спиртовая отрасль многие годы пребывает в кризисе с ухудшающимися прогнозами на перспективу. Сейчас отрасль насчитывает около 60 предприятий, из которых официально работают только 15.

Остальные либо простаивают, либо работают в тени, производя нелегальный спирт. И такая ситуация сохраняется на протяжении многих лет.

На сегодняшний момент уровень производства контрафактного спирта фактически сравнялся с объемом произведенного легального спирта в Украине. А наибольшую выгоду от сложившейся ситуации получают отдельные чиновники и обогащающиеся на нелегальном спирте бизнес-группы.

Как результат, за последние 10 лет производство спирта снизилось с 32 до 11 млн декалитров, экспорт – с 12 до 1,1 млн декалитров, или в 10 раз.

Теневой рынок спирта увеличился с 10 до 47%. По оценкам Украинского союза промышленников и предпринимателей потери бюджета за это время выросли с 700 млн до 8,5 млрд грн, или в 12 раз.

В августе после проверок налоговой милиции, только на шести спиртзаводах было изъято нелегального спирта стоимостью более 360 млн грн. А годовые потери государства от теневого рынка спирта исчисляются миллиардами гривен.

Одним из последствий увеличения нелегального производства спирта стал стремительный рывок количества смертельных отравлений, которые сейчас стали повторяться с завидной регулярностью.

Что хотят менять?

На рассмотрение в парламент подан новый законопроект о приватизации, в котором будут конкретизированы механизмы продажи государственной собственности и порядок проведения аукционов. Законопроект охватывает и крупные государственные предприятия, куда входит и Укрспирт.

Особенность нового законопроекта в том, что он устанавливает одинаковые подходы для приватизации любых госпредприятий, независимо от величины или отраслевой принадлежности.

По словам заместителя председателя ФГИ Юрия Никитина, главный подход к приватизации госимущества – это открытая и конкурентная продажа. Для более эффективной продажи стратегических объектов, к процессу подготовки объекта к приватизации будут привлекаться украинские и международные консультанты.

Как ожидают в правительстве, новый приватизационный закон позволит ускорить процесс разгосударствления, привлечь инвестиции и технологии в украинские компании.

Реформированию спиртовой отрасли посвящен отдельный законопроект №5445, который предусматривает создание конкурентной среды и привлечение инвесторов в отрасль.

В частности. планируется разделить предприятия ГП «Укрспирт» на две группы. В первую войдут наиболее привлекательные для инвесторов активы, около 15-20 предприятий, которые получат исключительное право на производство пищевого спирта на протяжении последующих пяти лет в рамках установленной производственной мощности. Такое право получат те спиртзаводы, за единицу мощности которых инвесторы дадут самую высокую цену.

Во вторую группу будут включены низколиквидные активы, покупатели которых будут иметь возможность производить технический спирт. В эту группу будут отнесены все оставшиеся спиртзаводы.

Также планируется часть производственных мощностей на спиртзаводах второй группы перепрофилировать на производство биоэтанола, или для других направлений хозяйственной деятельности.

В ближайшие пять лет предприятиям, производящим пищевой спирт, уровень производства будет устанавливаться Кабинетом Министров. Каждый спиртзавод получит свой годовой объем производства, выше которого подняться не сможет. Также в законопроекте планируется запретить инвесторам строить новые производства в течение ближайших семи лет.

Не понятно, почему частный собственник спиртзавода должен планировать свое производство с оглядкой на мнение госчиновников, а не с точки зрения наибольшей экономической выгоды. Если у инвестора увеличились рынки сбыта, почему он в ущерб себе должен ограничивать свое производство.

Возникает вопрос: почему покупателей в законодательном порядке вынуждают работать на старой, неэффективной энергоемкой производственной базе, и запрещают вкладывать деньги в строительство новых, высокотехнологических энергоэффективных производств.

Не скрывается ли за таким механизмом попытка ограничить конкуренцию на рынке спирта, отпугнуть иностранных инвесторов и приватизировать наиболее интересные активы под нужных покупателей.

По мнению руководителя ассоциации «Укрводка» Алины Шолохман, государству не нужно устанавливать ограничения для производства спирта частными предприятиями. Лучше, если уровень производства будет ориентироваться на спрос на внутреннем и внешнем рынках.

«Для обеспечения эффективной и прозрачной приватизации нужно привлечь большое количество независимых участников, которые будут конкурировать между собой, а не создавать видимость конкуренции. При этом риски монополизации рынка спирта будут сведены к минимуму, – говорит Шолохман. – Также желательно к приватизации спиртзаводов максимально широко привлечь иностранных инвесторов, для чего нужно подготовить и провести широкую информационную кампанию».

По мнению экспертов, полная и безусловная либерализация спиртовой отрасли даст возможность повысить качество и увеличить разнообразие производимой на спиртзаводах продукции, снизить себестоимость производства, и повысить конкурентоспособность украинских производителей алкоголя как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Максимально широкое разгосударствление спиртовой отрасли также позволит создать условия для разрешения главной проблемы – ликвидации теневого рынка спирта, который приводит к потере миллиардов гривен для государства.

Приведут ли инициативы правительства к долго ожидаемому реформированию отрасли, или все останется на уровне разговоров, покажет время.

Сергей Савенко

Источник: news.finance.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ