ПОДРОБНЕЕ

Евроинтеграция: перспективы развития строительного рынка Украины

Европейские перспективы отразились и на украинском строительном рынке: его непременно затронут изменения, связанные с евроинтеграцией. Соглашение об ассоциации с Евросоюзом — мощный толчок не только для работников отрасли, но и для украинских законодателей. Что именно изменится, попробуем разобраться.

Строительные перспективы европейского пути

Ассоциация с ЕС — это шанс сделать рынок недвижимости страны прозрачным, а значит и куда более качественным и эффективным. Заодно удастся изменить инвестиционный климат в Украине, ведь в процессе евроинтеграции властям придётся как можно скорее обратить свой взор на вопрос защиты инвесторов. Здесь же начнутся поиски целых финансовых институтов, а с ними и вариантов внедрения новейших технологий в сфере строительства. И всё — на законодательном уровне. А как только будет решена проблема защиты инвесторов, то и с финансированием строительства жилья не будет проблем: наши нормативы и условия ведения бизнеса станут куда более понятными европейскому сообществу. Осталось только имплементировать и те нормативные базы, что уже существуют, и те, что только предстоит сформировать.

Здесь возникает первая проблема: в наших реалиях уже существующая нормативная правовая база попросту не выполняется. Взять хотя бы ситуацию с установкой радиаторных терморегуляторов. Вроде она обязательна, вроде выгодна всем сторонам, ведь позволяет сэкономить около 20 % тепла в жилище, но далеко не во всех строящихся зданиях это требование учитывается. Застройщики предпочитают игнорировать норму, принятую ещё в 1999 году.

А если вспомнить, что около 80 % жилья строилось ещё до принятия независимости, то всплывает ещё одна проблема. Все старые дома и вовсе не соответствуют уже существующим нормам энергоэффективности. Отсюда и дополнительные затраты на электроэнергию и газ. Потребление последнего, кстати, можно было бы снизить на 25–30 %, работай бы у нас система энергоэффективного ЖКХ, которую давно внедрили в странах ЕС. Там же научились с помощью тепловой модернизации зданий выигрывать на квадратных метрах — их стало больше. Теперь, в условиях евроинтеграции, на государственном уровне будут перенимать положительный опыт европейских стран в сфере энергоэффективного строительства и не только. Ещё одна задача руководства страны — добиться их активного применения за счёт прозрачности всех процедур, а также достаточного финансирования.

Процессы строительной евроинтеграции

Все процессы, через которые предстоит пройти Украине, — это не только дополнительная работа для законодателей. Потрудиться придётся как производителям строительных материалов, так и самим застройщикам. Когда на наш рынок выйдут европейские компании и производители, резко возрастёт уровень конкуренции, а вместе с тем снизится количество игроков рынка, ведь слабые будут вынуждены уйти.

Позитивно это отразится и на работе наших компаний. Им придётся трудиться вдвое усерднее, чтобы не отставать от европейских коллег. А выиграют от этого в первую очередь потребители, которые получат больше возможностей выбора и максимум качества. Если говорить только о факте подписания договора с ЕС, цена на продукцию не вырастет. Если говорить о рынке энергосберегающего оборудования, то говорить о ценовом взвинчивании тоже нельзя — большую часть товаров, импортируемых в Украину, проводят по очень низким либо вообще нулевым пошлинам. А с учётом того, что нашей стране предстоит добиться максимальной гармонизации нашей нормативной базы с европейской, то и здесь Европа пойдёт навстречу.

Таким образом, в сфере строительства и материалов ожидается, что евроинтеграционные процессы как минимум будут способствовать внедрению в жизнь уже существующих нормативов (что приблизит наше строительство к европейскому), а как максимум — могут послужить серьёзным толчком для развития отрасли. Тем не менее следует дождаться определённости в стране и того, как евроинтеграция будет проходить на практике.

Помощь евроэкспертов

В Минрегионразвития уже занимаются привлечением новых инвестиций в строительную отрасль нашей страны. Помогать в этом будут специалисты из Федерального министерства окружающей среды, охраны природы, строительства и ядерной безопасности Германии и не только. Между немецкой и украинской ассоциациями инженеров-консультантов уже подписан Меморандум о сотрудничестве. А значит европейская сторона готова всячески содействовать украинским коллегам в разработке единого кодекса законов. Речь идёт о нормативном документе, который бы охватил весь цикл градостроительства от момента выделения земельного участка до ввода здания в эксплуатацию.

Отметим: в самом Минрегионе уже неоднократно заявляли о том, что в развитии строительной отрасли европейский подход будет одним из приоритетных направлений для Украины в процессе реформ.

Полномочия делегируют профессионалам

В Минрегионе на договорённостях с иностранными экспертами решили не останавливаться. Так, ведомство ещё в 2015 году передало полномочия по аттестации специалистов профессионалам из Гильдии проектировщиков, Гильдии инженеров технадзора и Ассоциации экспертов. Изменения коснулись аттестации инженеров технического надзора, экспертов и ряда специалистов в проектировании. Таким образом, полномочия по оценке профессионального уровня проектировщиков, экспертов и специалистов служб заказчика попросту были отданы общественным организациям, освободив государство от обязанности отслеживать профессионализм и качество подготовки специалистов и тем самым убрав ещё одну кормушку для чиновников.

В Европе к такому ращению пришли ещё в далёком 1931 году, когда Папа Римский Пий ХІ решил, что государству стоит делегировать часть своих функций неправительственным организациям. Его идея ещё до начала Второй мировой помогла построить взаимоотношения профессионалов и различных сообществ Запада, а у нас активность в этом направлении проявлять стали сами же архитекторы, которые, опираясь на опыт европейских коллег, принялись искать пути решения проблемы организации процесса проектирования и возведения зданий. Сам вопрос профессиональной аттестации подняли только в конце 1990-х, а уже в 1999 году приняли Закон «Об архитектурной деятельности», разработанный Союзом архитекторов и Госстроем Украины. Документ устанавливал право Кабинета Министров Украины решать, в каком порядке будет вводиться профессиональная аттестация.

Спустя годы, когда строительная отрасль нашей страны достаточно окрепла, проблема снова возникла. И наконец в 2007 году приняли оптимальное для всех сторон решение, которое способно обеспечить жёсткий профессиональный контроль за проектированием и строительством. Стали проводить аттестацию инженеров технического надзора, а уже в 2010 году появились первые сертифицированные архитекторы. Спустя ещё год приняли Закон «О регулировании градостроительной деятельности», где затронули вопрос сертификации проектировщиков. Теперь же право аттестации передали неправительственным организациям, хотя государство не потеряло право контроля работы отрасли. Минрегион со своей стороны контролирует саморегулируемые организации, в которых принимают все решения.

Стоит отметить, что такие организации существуют не только в Европе, но и в США. Их полномочия отличаются особой обширностью. К примеру, аттестация государственных органов на право архитектурно-строительного контроля. В нашей стране с 2014 года вопрос расчёта строительных конструкций раздвоился на национальную и европейскую ветви, и специалистов обязали освоить оба инструмента, что весьма позитивно сказалось на развитии в профессиональной среде.

Электронные административные услуги

В разрезе евроинтеграции нельзя забывать и о внедрении электронных административных услуг в градостроительной сфере. Электронное управление — одно из важных условий для проведения успешных реформ в любой отрасли. Его внедрению способствуют и законодательные нововведения в сфере градостроительства, а с ними и упрощение системы получения разрешений на начало строительных работ. Да и классификация строительных работ теперь происходит иначе: объекты недвижимости распределяют согласно классам последствий. Нечестные застройщики уже не смогут манипулировать ошибками законодательства.

Если сравнивать с традиционным методом получения админуслуг, то преимуществ у электронного управления больше. С его помощью можно добиться прозрачности процессов, снизить уровень затрат, повысить скорость выполнения работ. Не говоря уже о доступности, нулевых коррупционных рисках и удобстве получения документов.

По словам представителя ООО «Ривьера Девелопмент» Михаила Партикевича, если согласования сделают автоматизированными и прозрачными, то на рынок зайдут иностранные застройщики. «Они смогут реализовывать проекты быстрее, качественнее, смогут предоставить существенные рассрочки (на 10–20 лет). Покупатели выиграют от этого. А достойные местные застройщики смогут кооперироваться с иностранными, расширяя свои возможности, — говорит эксперт. — Как на рынке недвижимости Украины, так и в ЕС выигрывают уникальность и продуманность проектов, комфорт проживания в новых домах. Правда, у нас пока из-за дефицита финансов людей интересует очень дешёвое жильё. Многие безответственные застройщики этим пользуются и продают квартиры, снижая себестоимость и рыночную стоимость благодаря существенным отклонениям от норм, допущенным при строительстве».

Доступ к градостроительной документации

Кабинет Министров принял постановление, которое упростит процедуры получения градостроительных условий и ограничений, а главное — откроет доступ к документации. Речь идёт об онлайн-сервисе, который станет единым открытым государственным информационным источником о строительной отрасли. В базу данных интегрируют реестр геопространственных данных технической инвентаризации, единый адресный реестр, Государственный земельный кадастр, градостроительный реестр и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество. Благодаря этому поиск земельных участков для инвесторов, а также процесс разработки строительных проектов будет происходить куда быстрее. Основные данные о каждом регионе страны можно будет найти за считанные минуты. Это устранит очередную коррупционную схему.

Украинским застройщикам необходимы актуальные генпланы, учитывающие новую застройку. «Нужны решения по фасадам, чтобы застройщики креативили в гармонии друг с другом, — поясняет представитель ООО «Ривьера Девелопмент». — Нужно обязательно создавать парковочные места в привязке к количеству квадратных метров строящейся площади, а вместе с тем — обязательная продажа новых квартир уже с парковочными местами. Также было бы неплохо обязать застройщиков строить с ремонтом «под ключ» — это повысит темпы заселения новых домов и комфорт проживания с первых лет после сдачи объектов в эксплуатацию. Ну и, помимо всего прочего, нашим законодателям нужно уточнить требования по пожарной безопасности и сейсмике, которые отличаются не только от мировых, но и в разных регионах Украины».

Остаётся только объединить усилия застройщиков и законодателей на пути к светлому европейскому будущему. Это даст преимущества всем участникам строительного рынка.

Источник: lifedon.com.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ