ПОДРОБНЕЕ

Коррупция в Украине: в армии и полиции ситуация улучшилась, в судах — нет

В мировом Индексе восприятия коррупции Transparency International наша страна получила 29 баллов из 100. Это на два балла больше, чем в прошлом году: исследователи отметили, что у Украины улучшился показатель использования служебного положения в органах исполнительной власти, полиции и вооруженных силах. При этом, несмотря на практически «хроническую» судебную реформу, в судебной ветви украинской власти ситуация осталась прежней. 

Впрочем, с боем вырванные у международных аналитиков «лишние» 2 балла оказались не в силах изменить общую картину: в списке из 176 стран Украина заняла 131-ю строчку. Вместе с нами это вовсе не почетное место разделили Казахстан, Россия, Непал и Иран (подробнее см. Рейтинг).

Такой низкий результат нас уже давно не удивляет. Опросы и социологические исследования, проведенные в Украине, раз за разом показывают: личный «коррупционный опыт» имеют семь из десяти украинцев. Более того: в интернете есть масса «мастер-классов» на тему… как правильно давать взятки. Авторы «обучающих статей» уверяют: если знать, кого и как можно подкупить в конкретной ситуации, то можно извлечь максимальную пользу!

Тем временем эксперты отмечают: в той или иной степени взяточничество существует везде, однако в нашей стране оно достигло гипертрофированных масштабов на всех уровнях. К тому же у нас имеются свои национальные особенности. И главная из них заключается в том, что, несмотря на многократно объявленную ей решительную войну, в Украине коррупция касается практически всех.

Не будем брать во внимание мзду за решение земельных вопросов, возбуждение и развал уголовных дел, придание законности рейдерским захватам и огромные откаты, которые для большинства из нас являются чем-то теоретическим. Обратимся к тому, с чем сталкивается среднестатистический обыватель. В детском саду, школе, больнице, ЖЭКе и даже на кладбище — везде нужно давать взятки для благоприятного «решения вопроса»! Жизненный опыт многих научил: «дать» в нашей стране по-прежнему гораздо проще, чем «не давать» и иметь проблемы… 

КОМПЕТЕНТНО

Три необходимых шага

«КП» в Украине» опросила экспертов и выяснила: среди них есть немало оптимистов, которые все еще считают, что если не победить коррупцию, то хотя бы уменьшить ее вполне реально. Для этого нужно сделать несколько шагов. 

1. Убрать возможности для взяточничества 

По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, героическая борьба с коррупцией в Украине ни к чему не приводит потому, что ведется в одном векторе: взяточников обещают ловить и наказывать (правда, дальше обещаний дело продвигается крайне редко). В то же время гораздо больший эффект дали бы превентивные меры. Самое главное — убрать возможности для коррупции. Почему у нас до сих пор существуют государственные предприятия? Почему дерегуляция бизнеса считается «непопулярной реформой»? Мы живем в мифах, подобных тем, что госпредприятия — это хорошо, а дерегуляция бизнеса — плохо, говорит Устенко. А между тем чем меньше в нашей жизни будет государственных предприятий и учреждений, тем лучше. 

2. Уничтожить бюрократию

Если уничтожить бюрократию, коррупция исчезнет сама собой, считает экономист Андрей Мартынюк. Впрочем, еще Григорий Потемкин уверял: уничтожить бюрократию невозможно, поскольку ее уничтожение придется поручить тем же самым бюрократам. «И даже уничтожив старую бюрократию, они тут же породят новую, еще более прожорливую, более выносливую и живучую…» 

3. Отделить бизнес от власти

Пока бизнес будет заниматься политикой, коррупцию нам победить не удастся, уверен экономист Всеволод Степанюк. К сожалению, украинский бизнес по-прежнему вынужден выбирать: либо работать в связке с политикой, либо не работать вообще. Поэтому главное, что нужно сделать — это полностью перезагрузить государство: у руля не должны стоять олигархи. Если этого не сделать, нам не удастся не только победить коррупцию, но и ввести ее в рамки цивилизованных стран. 

МНЕНИЕ 

Сергей РЫБАЛКА, глава комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности: 

— Было создано несколько специализированных антикоррупционных органов, но результата их деятельности мы пока не наблюдали. Есть только отдельные показательные дела, которые направлены на то, чтобы отвлечь общественность от важных вопросов и создать видимость активной работы. Важно довести работу этих органов до результатов, которые они должны демонстрировать ежедневно. Необходимо регулярно внедрять прозрачные процедуры во всех сферах жизни. От назначения чиновников в госорганы на основе тщательного конкурсного отбора до максимального упрощения админуслуг, ограничения личного контакта людей с чиновниками и, там, где это возможно, переведение общения с государственными органами в электронную форму. Необходимо минимизировать контакт чиновников с гражданами и там, где это возможно — максимально автоматизировать, чтобы справки люди получали из электронного реестра оперативно. 

РЕЙТИНГ*

Между Молдовой и Кыргызстаном

1. Дания (90)

2. Новая Зеландия (90)

3. Финляндия (89)

4. Швеция (88)

5. Швейцария (86)

6. Норвегия (85)

10. Германия (81)

18. США (74)

29. Польша (62)

44. Грузия (57)

44. Латвия (57)

123. Азербайджан (30)

123. Молдова (30)

131. Казахстан (29)

131. Непал (29)

131. Россия (29)

131. УКРАИНА (29)

136. Кыргызстан (28)

151. Таджикистан (25)

154. Туркменистан (22)

156. Узбекистан (21)

174. Северная Корея (12)

175. Южный Судан (11)

176. Сомали (10)

*Как расположились некоторые страны в списке Transparency International по уровню коррупции по итогам 2016 года (в скобках указано количество набранных баллов из 100). 

В ТЕМУ 

Е-декларирование пошло не на пользу 

Декларации чиновников, которые теоретически должны были стать первым шагом борьбы с коррупцией в органах власти, к сожалению, еще больше усугубили проблему. 

Высокопоставленные чиновники восприняли декларирование как налоговую амнистию, а власть совершенно не торопится их в этом разубеждать. 

— Декларирование действительно не несет угрозы для чиновников быть привлеченными к ответственности в силу ряда причин, — говорит юрист Андрей Вигиринский. — Во-первых, невозможно установить период накопления капитала. Во-вторых, перед е-декларированием нужно было внедрить нулевое декларирование для всех, но этого не сделали. В-третьих, НАПК уже должна четыре месяца проверять декларации, но все ее действия по большому счету вне закона, ведь методика проверки не утверждена Минюстом!

Идея со всеобщим декларированием доходов и расходов интересная и нужная. Но для начала министры и депутаты должны показать пример и объяснить, где они взяли миллиарды задекларированных гривен, за какие деньги купили дома и автомобили, поделился соображениями президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. 

— Вместо этого власть пытается заставить простых украинцев платить штрафы и налоги на свои же расходы, — говорит эксперт. — Судя по «Среднесрочному Плану приоритетных действий правительства до 2020 года», уже в ближайшее время правительство планирует запустить всеобщее декларирование доходов и расходов физлиц и налоговый контроль соответствия доходов и расходов граждан с использованием косвенных методов.

Источник: kp.ua

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ